Слайд 2Средство воспитания
Определяют как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную
в воспитательный процесс.
Слайд 3Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной
культуры, которые используют для решения воспитательных задач
Слайд 4Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:
• объективно они
есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены
способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;
• субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;
• объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;
• как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;
• средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.
Слайд 51. Общение как средство воспитания
Слайд 6Общение – это эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в
общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат
времени.
Слайд 7Педагогическое общение
Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы
включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и
вызвать у него стремление к самосовершенствованию
Непосредственное,
в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника
Опосредованное,
педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться
Слайд 8Условия для эффективного педагогического общения
оно должно осуществляться в
соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника
– в семье, школе, во внешкольных учреждениях и др.;
2) общение должно сопровождаться воспитанием у ребенка отношения к человеку как к высшей ценности;
3) в ходе общения должно обеспечиваться усвоение ребенком необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними;
4) общение должно организовываться и осуществляться методически грамотно.
Слайд 9Классификация стилей педагогического общения
Авторитарный
Демократический
Попустительский
(А. В. Петровский,
Я. Л. Коломинский, М. Ю. Кондратьев и др.).
Слайд 11Учение
Это деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения
и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное
формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира.
В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Слайд 12Совместная продуктивная деятельность школьников
Слайд 13Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:
в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2)
она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
Слайд 15Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его
организации необходимо соблюдать следующие требования:
привлекательность, общественная и личная значимость
цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами;
2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации;
3) связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, запросами и ожиданиями родителей;
4) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.
Слайд 16Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая
исследователем, познающим неизвестное.
Такой труд имеет место в ходе учебной
деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск учащихся с целью открытия ими неизвестного.
Слайд 18Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок
может найти способ решения той или иной социальной проблемы на
основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта.
Слайд 19Методика организации коллективной игры
1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению
целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой
работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.
2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.
3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.
4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.
6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива.
Слайд 20Домашнее задание
Принести любой объект материальной и духовной культуры, который оказал
существенное влияние на вас (это может быть книга, песня, фотография,
картина и т.п.)
Подготовьте презентацию этого объекта в любой форме
Продумать каким образом этот объект можно использовать в учебно-воспитательном процессе