Слайд 1Использование метода проектов на уроках литературы в целях активизации познавательной
деятельности учащихся
Чувашова Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Яйская
СОШ №2»
Слайд 2
это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким
руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально
значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта
МЕТОД ПРОЕКТА –
Слайд 4 название проекта должно быть броским и кратким, так оно
будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся
может отражать непосредственную
связь
с темой учебной программы
Слайд 5Например:
«Образы животных в творчестве А.И. Куприна»
«Тайна женского образа в
творчестве А.А. Блока»
«Вечное и преходящее в «Слове о полку
Игореве»
«Быт и бытие Марины Цветаевой»
«Размышления над повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Слайд 6Проект может иметь помимо основного еще и творческое название:
«И
вот та родина…» (Образ Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума»)
«Не то, что мните вы, природа…» (Тема природы в стихотворениях русских поэтов Х1Х века)
«Неразгаданный Печорин» (Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
«Ради жизни на земле…» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)
«Чтоб был легендой день вчерашний!» (Мифы Древней Греции)
Слайд 7содержание проекта –
это материал учебной темы, оформленный
как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде
материального или идеального продукта и обладает личностно или социально значимым смыслом для его участников
Слайд 8Исследовательский метод –
это «организация обучения, при котором
учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему,
находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде».
Слайд 9Начальный этап
продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы
Основополагающий вопрос проекта
должен соответствовать следующим требованиям:
не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;
вызывать интерес у учеников;
предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому
материалу;
иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь
между различными областями знаний и объектами изучения;
Слайд 10
Проблемные вопросы
привязаны к конкретной учебной теме или
объекту изучения;
поддерживают и обеспечивают ответ на
основополагающий вопрос;
являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос.
Слайд 11Основной этап
Групповая работа
изложение материала;
изучение (закрепление) материала в группе;
проведение
итоговых испытаний/тестирований, которые могут быть заменены соревнованиями;
оценка индивидуальных
достижений участников группы;
оценка работы группы в целом;
Слайд 12Заключительный этап
Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной,
в зависимости от замысла учителя:
альманах
сборник иллюстраций
сборники собственных
творческих работ, фольклорных находок
стенгазета
киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм
комментарий к тексту художественного произведения
публикация, буклет, презентация, веб-сайт, выполненные на компьютере
Слайд 13Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся
Слайд 14Критерии оценивания презентации учащихся,
выполненной на компьютере в Power Point
Слайд 17В приведенной таблице даны примеры предварительной разработки материалов к изучению
темы с помощью проектной методики на уроках литературы в средних
классах
Слайд 19 Важные для осуществления проектной деятельности условия:
применение
исследовательского подхода;
использование методов групповой работы и деятельности в
сотрудничестве;
обучение учащихся коммуникации;
Слайд 20
в ходе выполнения проекта должно быть предусмотрено проведение сравнительного изучения,
исследования того или иного значимого факта, явления, события, имеющих или
имевших место в историко-литературной реальности различных стран и эпох;
в содержание проекта должен быть включен серьезный научный компонент (исследовательский, поисковый, творческий и др.), определяющий совместную работу и общий результат по одной и той же проблеме;
проводимый проект должен иметь личностный компонент, то есть иметь непосредственное отношение к жизни школьников, соотноситься с их внутренним миром, с присущими данному возрасту ценностями учащихся;
в содержание проекта должно быть включено создание чего-либо нового (выявление наиболее эффективных, приемлемых новых решений или старых идей, применимых к новым условиям);
в результате проводимого проекта должна быть кульминация – какая-то форма презентации проекта учащимися в виде доклада, газеты, альманаха, музыкального или литературного произведения, видеоматериала, конференции и пр.;
Слайд 21Основная трудность в организации
этой деятельности - перегрузка учащихся
Положительная сторона
данного метода-
использование метода проектов показало свою эффективность.
Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Слайд 22Примерные темы проектов по литературе:
«Н.В.Гоголь и драматургия »
«Ревизор»
- это пьеса?»
«Где цветут моих предков поля» (исследование родословной А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова)
«Отечество нам Царское Село» (образ Царского села в русской поэзии)
«Благородный дворянин или жестокий разбойник?» (Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский»)
«Великий и беспощадный…» (Проблема личности в истории и её отражение в литературе по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)
«… за землю Русскую!» (Особенности композиции «Слова о полку Игореве»)
«Воспитание и образование: век XVIII и век XXI» (Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
«Историческая правда или художественный вымысел?» (Историческая основа произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина)