Слайд 1Не запрет, а предупреждение вредных привычек.
Родительское собрание 4 класс
Колотова Е.
Ф.
МБОУ»СОШ№27»
Слайд 2Цель: помочь родителям предупреждать в процессе воспитания детей формирования и
закрепления вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) на основе знания их
природы.
Слайд 3Понятие о вредных привычках
Пагубные пристрастия – это те привычки, которые
обязательно превращаются в самоцель и постепенно в той или иной
мере подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность. Кроме того, они отличаются от всех других привычек совершенно особым характером подкрепления: это специфический, так называемый наркотический эффект.
К таким пагубным пристрастиям относятся алкоголизм, табакокурение, наркомания.
Слайд 4Особенности личности, предрасположенной к употреблению наркотических веществ
1 вариант. Ребёнок не
находится под должным контролем родителей, которые руководили бы его действиями,
ставили бы перед ним определенные цели, задачи и следили за их достижением, приучали бы преодолевать трудности. В результате такого воспитания у него не вырабатывается способность самостоятельно ставить перед собой какие-либо цели, а следовательно, и проецировать свои действия на будущее. Это порождает безответственность в поведении, то есть неспособность или нежелание предвидеть или учитывать последствия своих действий . Отсутствие навыков сложной целенаправленной деятельности приводит к слабоволию, так как воля формируется лишь в ходе такой деятельности, когда ради достижения поставленной цели приходится преодолевать трудности.
Слайд 52 вариант. Родители делают из ребенка кумира: его постоянно и
безосновательно хвалят, восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности, совершенно не
замечая недостатков. Атмосфера неумеренных похвал, восторгов, а заодно и немедленного удовлетворения всех желаний ведет к завышенной самооценке, развитию неоправданных, непомерных претензий, нетерпению любых желаний, а так недалеко и до формирования весьма опасного стремления обязательно все в жизни испробовать, ничего не упустить, до вредного любопытства к разного рода необычным ощущениям, необычным впечатлениям, получаемым любым путем. У такого ребенка не развивается способности противостоять критике или отвечать на нее конструктивно, нет устойчивости к неодобрению. Оторванность от реальности, неспособность найти место среди других людей ведет к срыву в случае неодобрении или неудачи. В его психике не формируется механизм компенсации на случай каких-либо неудач.
Слайд 63 вариант
Родители жестоко регламентируют деятельность ребенка, осуществляют мелочный контроль за
ним, постоянно поучают и наставляют, строго одергивают, жестоко диктуют –
с кем можно водиться, а с кем нет, что можно делать, а что нельзя и т. д. Или же они сурово наказывают его даже за малейший проступок. Или же они возлагают на него чрезмерную ответственность, например, требуя обязательно только отличных оценок в школе, хотя ребенок объективно не способен учиться отлично.
В результате такого воспитания могут формироваться различные дефекты характера. Например, у человека так и не вырабатывается способность отличать важное от неважного, существенное от несущественного в поведении его самого и других людей, он по-настоящему не знает, что хорошо и что плохо, а следовательно, не имеет навыков самоконтроля, самостоятельной регуляции своего поведения.
Ребенок в результате активного воздействия родителей оказывается слишком робким и забитым, несамостоятельным, готовым подчиниться голосу других, лишенным собственной инициативы. К этому добавляется чувство внутреннего напряжения, скованности, несвободы, приводящее к угнетенному настроению, а также к трудностям в общении с другими людьми, к заниженной самооценке. Испытывая такие трудности, человек или приобретает склонность усваивать все обычаи своей среды, или подражать поведению других людей, сколь бы пагубным оно порой не было
Слайд 7
Как видите, особенности формирования вредных привычек наглядно демонстрируют тесную связь,
существующую между эмоциональной сферой, потребностями и деятельностью человека, а также
связь между характером воздействий на ребенка в процессе его развития.
Слайд 8Работа над ошибками
Во-первых, найдите в себе силы для решения ситуации.
Исправить ситуацию можно, если отнестись к ней спокойно и обдуманно.
Во-вторых, сохраните доверие ребенка к себе. Говорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать.
Слайд 9В-третьих, меньше говорите, больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер,
содержат угрозы, обещания отправить его в больницу быстро становятся для
него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Помните, что и в обычной ситуации ребенок все усваивает без частицы «не».
Таким образом, если мы говорим ребенку: «Не кури», «Не балуйся» и т. п., то ребенок слышит – кури, балуйся. То есть он получает четкую программу делать так же и дальше.
Слайд 10В-четвертых, если ребенок уже втянулся в процесс курения, употребления алкоголя
или занимается токсикоманией, обратитесь к врачу. Специалист поможет выбрать и
обсудить необходимое для пациента лечение. Не допускайте самолечения, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из вашего окружения.
В-пятых, помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, кино и т. п.
Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Если у ребенка неудача, трудности в общении, напоминайте ему, что все плохое проходит.
Слайд 11О правилах эффективного общения.
Проверьте себя: соблюдаете ли вы правила эффективного
общения.
Памятка для родителей
«Как слушать ребёнка»
Слайд 12Тренинг защиты
Как подготовить ребёнка, сформировать у него умение отказывать в
ответ на предложение закурить?
Вот несколько вариантов:
а) можно спросить ребенка,
как бы он отказывался, если ему предложат выпить, закурить, нюхать клей …
б) устройте семейный «мозговой штурм». Вместе с ребенком придумайте как можно больше способов отказа. Пусть ребенок выберет те, которые ему нравятся. Предложите всем членам семьи проиграть выбранные способы. Так ребенок узнает о разных вариантах одного и того же способа отказа в ситуации сомнительных предложений.
Слайд 13в) Найдите несколько минут, чтобы заполнить анкеты и узнать, какими
защитными качествами уже обладает ваш ребенок и какие защитные ресурсы
ему необходимы. Для этого заполните анкеты независимо друг от друга, отметив галочкой те утверждения, которые вам кажутся справедливыми. Затем попросите ребенка поделиться с вами его ответами и покажите ему свою анкету.
Что получилось? У вашего ребенка больше защитных качеств, чем вы ожидали? Меньше? Его представления о себе, своей семье не совпадают с вашими?
Вместе поговорите об этом.
Слайд 14Заключение
От творческого потенциала родителей, совершенствования воспитания в семье зависит, каким
станет ребенок, как сложится его судьба, кем он будет.
Если
ребенок чувствует себя в семье комфортно, вряд ли он станет пробовать какие-либо наркотические вещества. Но если ребенок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку и защиту, то эти средства могут стать для него тем, чего ему не хватает в жизни.
Любите своих детей, общайтесь с ними как можно больше и тогда вам не придется в недоумении ставить перед собой вопросы: «Почему мы с сыном (дочерью) чужие?», «Что с ним (с ней) происходит?» и «Что делать?».