Слайд 1Системно-деятельностный подход в изучении истории и обществознания
Презентация подготовлена учителем МОУ
СОШ № 2 г.Торопца Чертковой И.Е.
Слайд 2
Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для
его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни
лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”
Слайд 3Китайская мудрость
"Я слышу – я забываю, я вижу – я
запоминаю, я делаю – я усваиваю”
Слайд 4
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест,
а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Слайд 5
Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний,
а научить учиться. Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой
притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу",
Слайд 6
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное
место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности школьника. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Слайд 7
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»
(Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО
Слайд 8Алгоритм учебных действий учеников
1) Тема, учебные вопросы –> обозначение учебных проблем
Чего не знаю/ не понимаю;
Не умею и не могу выполнить
т.к. слабая базовая подготовка и не сформированы в полной мере навыки: самоорганизации, самодеятельности, самоконтроля.
2) Целеполагание –>планируемый результат:
Что необходимо знать по теме(иметь представление)
Уметь (объяснить, сформулировать, воспроизвести);
Сделать самостоятельно(спроектировать, смоделировать, оформить, оценить, презентовать).
3) Задачи учебной деятельности:
поиск необходимой информации из различных источников: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, периодика (газеты, журналы), базы данных интернета и др;
обработка учебной информации: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выводы и т.д.;
оформление и представление итогов учебной работы в виде: план-конспект, опорный конспект (схема, таблица, график, диаграмма, рисунок, кроссворд и т.д.), доклад, сообщение, реферат.
Слайд 9
4) Личная мотивация ученика в учебной деятельности («надо» – «могу» –
«хочу»):
Повышение образовательно-культурного уровня;
Формирование профессиональных компетентностей;
Получение достаточной научно-практической базы для самообразования;
Расширение
возможностей для самореализации в жизнедеятельности.
5) Практическое выполнение учебных задач по индивидуальной траектории (учебные операции, процедуры, приемы).
6) Рефлексия и коррекция учебной деятельности:
Само- или взаимоконтроль .
Слайд 10
Главное для учителя сформировать универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные
действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта
Слайд 11Функции универсальных учебных действий
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей
обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Слайд 12
- создание условий для развития личности и ее самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни
в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания