Слайд 2ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
«Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат
которого определяется не сложением, а умножением их усилий»
К. Маркс
Слайд 3Групповая форма обучения решает три основные задачи:
Конкретно-познавательную, которая связана с
непосредственной учебной ситуацией.
Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения
внутри группы и за её пределами.
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Слайд 4Особенности организации групповой работы:
1. Класс на данном уроке делится на
группы для решения конкретных учебных задач;
2. Каждая группа получает определенное
задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
Слайд 5Особенности организации групповой работы:
3. Задания в группе выполняются таким способом,
который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы
;
4. Группы могут различаться: по типу работы (проектирует, решает, исследует проблему), по теме работы, по уровню сложности;
Слайд 6Особенности организации групповой работы:
5. Состав группы непостоянный, он подбирается с
учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться
учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Слайд 7 Элементы технологического процесса групповой работы
1. Подготовка к выполнению
группового задания:
а)постановка познавательной задачи(проблемной ситуации);
б)инструктаж о последовательности работы;
в)раздача
дидактического материала по группам.
Слайд 8Элементы технологического процесса групповой работы
2. Групповая работа:
а)знакомство с материалом, планирование
работы в группе;
б)распределение заданий внутри группы;
в)индивидуальное выполнение задания;
г)обсуждение индивидуальных результатов
работы в группе;
д)обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
е)подведение итогов группового задания.
Слайд 9Элементы технологического процесса групповой работы
3. Заключительная часть:
а)сообщение о
результатах работы в группах.
б)анализ познавательной задачи, рефлексия.
в)общий вывод о групповой
работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Слайд 10Разновидности групповых технологий
1. Групповой опрос.
Проводится для
повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во
время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика дополняют. Комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Эта форма деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Слайд 11Разновидности групповых технологий
2. Учебная встреча.
Обычно проводится
при повторении учебного материала как на уроке, так и во
внеурочное время. Может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи назначает учитель или актив класса. Ведет встречу учитель следующим образом: задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Члены этой же команды могут дополнить его. Если ответ недостаточен, то отвечает другая сторона. Можно задавать дополнительные вопросы. Несколько учеников могут выполнять письменную работу у доски. Учебная встреча это по существу текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Слайд 12Разновидности групповых технологий
3. Диспут.
Организация диспута,
основанного на столкновении разных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех
диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и , главное, выводы, к которым ученики должны прийти в результате обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Цель диспута- научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Слайд 13Разновидности групповых технологий
4. Нетрадиционные уроки.
К групповым технологиям
относятся нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение класса на
группы: Урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Слайд 14Каковы «плюсы» групповой формы работы ?
Повышается учебная и познавательная
мотивация учеников.
Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении
каких-то задач.
В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит обучение учащимися друг друга, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.
Слайд 15Каковы «плюсы» групповой формы работы ?
Задача школы не сводится только
к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний.
Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни.
Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Ученики общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи
Слайд 16Девиз обучения:
«Помогая другим, учимся сами!»
Групповая работа — это прежде всего
игра, игра в организацию, игра в обучение.
Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы
помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.
Основная цель групповой работы — развитие мышления учащихся. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем.
Слайд 17Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что
вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей
слушать других.
4. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
5. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу.
Слайд 18Правила ведения дискуссии.
Я критикую идеи , а не людей.
Моя цель
не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти
к наилучшему решению.
Я побуждаю каждого участника к обсуждению.
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Слайд 19Девиз обучения:
«Помогая другим, учимся сами!»
Главная идея обучения в группах
- учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Примерный устав:
Уважай
своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Девиз: «Надо помнить - мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе».
Слайд 20ПРИЛОЖЕНИЯ
Листовка по групповым технологиям.
Групповая работа на уроках математики.
Групповая работа на
уроках истории.
Групповая работа на уроках в начальной школе.
Групповая работа на
уроках иностранного языка.