Слайд 1РАЗВИТИЕ РЕЧИ
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ИСКУСТВА
И ЭКОЛОГИИ ФНК
КЕРИМШЕЕВА О.А.
Черноножкина Оксана Геннадьевна
Слайд 2Актуальность исследования:
Языковое образование младшего школьника – это процесс и результат
учебно-познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие
и становление ученика как личности.
Разностороннее овладение речью обеспечивает школа, где речь играет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству, к литературе как искусству слова, к театру, музыке. Речь вводит школьника в общественную деятельность. Через речь школьники включаются в творчество, в созидание новых ценностей.
Слайд 3 Изучением данной проблемы занимались:
Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, В. А.
Сухомлинский, Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, С.П. Редозубов, Н.С. Рождественский, А.Н.
Гвоздев, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.П. Федоренко, Д.Б.Эльконин, Т.И. Шамова, Я.П. Блонский, Ж.Ж. Пиаже, М.Р. Львов и др.
Слайд 4Предмет исследования - развитие речи как средство активизации учебно-познавательной деятельности
младших школьников.
Объект исследования – процесс активизации учебно-познавательной деятельности младших
школьников.
Слайд 5Цель исследования – определить пути активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Задачи
исследования:
Определить теоретико-методологические положения, составляющие основу формирования активизации учебно-познавательной деятельности младших
школьников через развитие речи.
Раскрыть сущность понятия – активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников через развитие речи.
Определить критерии, уровни сформированности активизации учебно-познавательной деятельности.
Разработать и экспериментально проверить методические подходы по активизации учебно-познавательной деятельности через развитие речи в процессе создания детского творческого журнала «Фантазеры».
Слайд 6Гипотеза исследования
эффективность активизации учебно-познавательной деятельности будет протекать успешно, если:
разработана
методика по развитию речи, как средства активизации учебно-познавательной деятельности
младших школьников;
осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся
осуществляются методические подходы по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе создания детского творческого журнала.
Слайд 7
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы активизации учебно-познавательной деятельности
младших школьников через развитие речи………….…………………………………8
1.1 Историография и современные состояния проблемы……..8
1.2 Сущностные характеристики деятельности………...…….13
1.3 Речь: понятие, функции и виды……………………………..26
1.4 Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами развития речи.......33
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ……………………………………………….39
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников через развитие речи……………………………………………………………….40
2.1 Диагностика учебно-познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………40
2.2 Методика развития речи младших школьников ...............
2.3 Формирование общих учебных умений и навыков на основе учебно-познавательной деятельности .............................................
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ………………………………………………
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …..…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………
Слайд 8Моу – Вагайцевская средняя общеобразовательная школа
Слайд 11 Констатирующий эксперимент
Цель: выявить состояние
активизации учебно-познавательной деятельности, уровень её сформированности у учащихся контрольного и
экспериментального классов на начало эксперимента.
Рисуночная диагностика по определению школьной мотивации учащихся.
Слайд 12Тест «Познавательная потребность»
Цель: определение познавательной активности детей, т.е. их
инициативы в деятельности.
Слайд 13Познавательная самостоятельность
Слайд 15 Формирующий эксперимент
Цель: проведение целенаправленной работы по реализации гипотезы исследования,
разработке методических аспектов экспериментальной работы.
Речь человека - это показатель
его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.
Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этому нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Слайд 17 Детский творческий журнал «ФАНТАЗЕРЫ»
Слайд 18 Районный конкурс
«Дорожные истории»
Слайд 20
Контрольный эксперимент
Цель: определить уровни сформированности познавательной активности и развития
речи в конце эксперимента.
Школьная мотивация
Слайд 23ВЫВОД:
В процессе развития речи повышается уровень активности школьников в учении.
При
использовании средств активизации учебно-познавательной деятельности повышается уровень развития речи.
Создание детского
творческого журнала «Фантазеры» способствовало не только совершенствованию речи, но развитию грамматических навыков, повышению детской самооценки, формированию высокой школьной мотивации, а главное – активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.