Слайд 1Формирование УУД
(из опыта работы)
Слайд 2В чем суть системно-деятельностного подхода?
В докладе международной комиссии по образованию
21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище» сформулировано
«4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть»
Слайд 3В чем суть системно-деятельностного подхода?
Организация учебной деятельности учащегося должна строиться
в соответствии с ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
ориентацию
на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
проблемно-диалогическую технологию;
технологию исследования;
технологию организации проектной деятельности;
технологию оценивания образовательных достижений.
Слайд 4В чем суть системно-деятельностного подхода?
Организация учебного процесса на системно-деятельностной основе
предполагает способность обучающегося перейти от учебных действий, выполняемых только совместно
с классом и под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно- смыслового и операционно- технического компонентов.
Слайд 5Памятка по освоению универсальных учебных действий (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) -
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 6Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции
других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 7Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Слайд 8Регулятивные УУД
обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль в форме сличения способа действия и
его результата;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.
Слайд 9Познавательные УУД
включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки
и решения проблем.
Слайд 10Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Слайд 11Личностные УУД
Помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти его
индивидуальные личные особенности.
В жизни ребенка взрослый - это тот человек,
который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 12Познавательные УУД:
Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему
предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) -
пример - значение материала).
Постарайтесь помочь школьникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 13Коммуникативные УУД:
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа
на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте
различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
Составьте для детей алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл.
Организовывая работу в группах или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
Приучите детей задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.
Слайд 14Регулятивные УУД:
Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки
зрения по заданной тематике.
Научите школьников выполнять и контролировать свои действия
по заданному образцу или правилу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 15Самое главное в дидактике стандартов: новый взгляд на взаимосвязи предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Три группы результатов не существуют друг без
друга. Не может быть личностного результата, если он не связан с конкретными предметными знаниями и самыми разными инструментами освоения этих предметных знаний – метапредметными умениями. Не может быть предметного результата вне его воздействия на личность.
Три группы результатов не представляют собой какой-либо одновариантной линейной зависимости, эта зависимость многовариантная, кольцевая. Учитель «поднимается» от предметных результатов с помощью метапредметных к личностным.
Три группы результатов суть три стороны целостного педагогического результата: позитивное изменение личности ученика и учителя под воздействием образования.