Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Слайд 2Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где
учатся одаренные и ещё не раскрывшие своих способностей дети, а
также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Для достижения целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.
Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека.
Слайд 3УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- природные задатки человека, определяющие
возможности развития его личностных способностей и черт характера. В процессе
жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. Главное – направить усилия на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
- особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов приводит к тому, что значительное число детей не получает разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
- социальная среда, в которой живет и развивается человек, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;
- воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Слайд 4Для того, чтобы перейти к средствам, способам, методам, которыми можно
осуществлять демократически и гуманистически ориентированное воспитание, необходимо высказать наше отношение
к основным понятиям.
Образование
Педагогическая
поддержка
Воспитание
Обучение
Слайд 5Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребёнком определения его собственных
интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий(проблем), мешающих ему сохранить
свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Слайд 6
Одним из основных средств, реализующим личностно-ориентированное образование, является создание системы
педагогической поддержки, которая направлена на развитие «самости» ребенка:
Саморазвитие;
Самосознание;
Самодеятельности;
Самоопределение;
Самореализация;
Слайд 7Трудности учащихся в обучении и воспитании
Стойкая неуспешность в обучении
Отклонения
в поведении
Неумение строить отношения со сверстниками и со взрослыми
Низкая мотивация
учения
Слайд 8Проблемные группы с I- IX класс
Руководители групп ( I-IX )
Психологи
(I-IX )
Педагоги русского языка и математики (V- IX )
Физического воспитания
(I-IX )
Трудового обучения (V- IX )
Слайд 9Научно –методическое сопровождение руководителя
Список уч-ся проблемной группы
Расписание
Характеристика группы
Программа руководителя
Социальный
паспорт
Диагностико - реабилитационная карта
Диагностика параметров поведения
Сводная ведомость отметок уч-ся по
четвертям
Диагностика развития УО и КО по четвертям
Слайд 10Программа психологического сопровождения уч-ся начальной школы
Развитие познавательных умений и способностей,
необходимых для успешного обучения
Развитие социально-коммникативных умений
Формирование устойчивой учебной мотивации на
фоне позитивной
«Я- концепции»,
устойчивой самооценки
и низкого уровня тревожности
Слайд 11Программа психологического сопровождения уч-ся V- IX классов
Развитие познавательных умений и
способностей, необходимых для успешного обучения
Развитие социально-коммникативных умений
Формирование устойчивой учебной мотивации
на фоне позитивной
«Я- концепции»,
устойчивой самооценки
и низкого уровня тревожности
Формирование потребности
в самосовершенствовании,
в профессиональном
самоопределении
Слайд 12Программы по русскому языку
Дать уч-ся определенный программный круг знаний по
разделам «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография», «Части речи», «Синтаксис
и пунктуация»;
Сформировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
Сделать содержание программы доступным для усвоения, сохранив общие цели и задачи курса русского языка.
Слайд 13Педагогические технологии и средства обучения
Разноуровневое обучение;
Коллективное взаимообучение
Игровые технологии: ребусы, шарады,
творческие диктанты, сочинения - миниатюры и т.д.
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 14Использование ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению, интерес – регулярное
посещение занятий.
Слайд 15Использование схем, опор, приемов обратной связи, создают ситуацию успеха как
главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не
работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего)
Слайд 16Программа « Математика в проблемной группе»
Ликвидировать проблемы в знаниях;
Развивать интерес
к изучаемому предмету;
Формировать прочное и сознательное овладение учащимися системой математических
знаний и умений;
Развивать логическое мышление;
Научить планировать свою работу;
Слайд 17Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых
мощных факторов обучения.
Игровое обучение – это не уступка ленивому
ученику, а обучение должно вызывать удовольствие.
Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.
Игровой мотив способствует:
- активности мыслительной деятельности,
-повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность,
- создаёт дополнительные условия
для появления радости,
удовлетворённости,
чувства коллективизма.
Слайд 18Программа «Прикладное искусство» (V- IX классы) и «умные руки» (
I- IV классы)
Развивать внутреннюю активность детей;
Обучать умению и навыкам
самостоятельно выполнять различные виды работ;
Формировать и развивать интерес к трудовой деятельности;
Помочь детям развивать свои способности и наклонности;
Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, коммуникативные способности
Слайд 19Одной из форм является "работа в парах«,
« в группах».
Учащимся предоставляется возможность "учиться - обучая": объяснять учебный материал другим.
Процесс обучения при "работе в паре" и « в группах» приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и принимать решение
Слайд 20Программа физического воспитания
Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся
Совершенствование
жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метании
Обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика , а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
Слайд 21Участие учащихся проблемных групп в спортивных соревнованиях « Веселые старты»,
« А, ну-ка, мальчики»
Слайд 22Программа « Школа этики» I-IV класс
сформировать положительную эмоциональную Я-концепцию;
ознакомить с
понятиями «нравственность», «добро», «совесть», «любовь», «трудолюбие», «долг»;
расширить, углубить и систематизировать
доступные пониманию детей знания о моральных нормах и правилах культурного поведения;
пробудить у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;
сформировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;
создать у учащихся первый опыт самоанализа, саморегуляции поведения.
Слайд 23Форма проведения занятий
Беседа
Ролевые игры
Слайд 24«Школа этики» - начало пути социально-педагогического сопровождения учащихся, где создаются
условия для полноценной социализации и индивидуализации личности.
«Я и мой
дом»
«Культура внешности»
Культура поведения (общение)
«Общечеловеческие ценности»
«Азбука нравственности»
Слайд 25
«Школа самоопределения и профессиональной ориентации» V-IX классах
выявить интересы, склонности и
способности подростка;
сформировать правильное адекватное отношение к себе, самооценку;
побудить к самопознанию,
самовоспитанию, формировать мотивы самопознания, самовоспитания;
раскрыть возможности человека в его стремлении решить проблемы, стать лучше, пробудить веру в свои силы;
формировать сознательное отношение к учению;
формировать оптимальной мотивации самоутверждения, уважения к себе, чувства собственного достоинства;
формировать эмоционально положительной Я-концепции;
ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;
преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь;
подготовить к встрече со стрессами, трудностями;
формировать мотивацию самоопределения, понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека.
Слайд 26Форма проведения занятий
Строя занятия по методу проекта руководитель создает условия
развития проектной деятельности учащегося. Этот метод силен своей:
-целенаправленностью,
-преобладанием практической мотивации
над познавательной.
Решаются проблемы,
взятые из реальной жизни,
знакомые и значимые для учащихся.
Создается система
целевых ориентаций подростка,
которые определяют его
перспективы.
Слайд 27Почему школьнику нужен режим?
Познай себя и других
Профориентация. (Экскурсии на
почту, в магазин, в аптеку. Знакомство с профессиями людей, работающих
в этих местах.)
Мой нравственный выбор
«Суд над курением» (ролевая игра)
Конфликты в нашей жизни (беседа).
Как быть с другими плохими привычками?