Слайд 1РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
“ Приятная для
слуха речь - своего рода музыка”.
Аристотель
‘”Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но оставьте мне мою речь,
И скоро я обрету все, что я имел”.
Д.Уэбстер
Слайд 3Есть два основных пути развития речи:
Во–первых, развитие речи осуществляется
в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом
мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности.
Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения.
Развитие речи – важная задача при обучении языку.
Речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).
Слайд 4Задачи учителя заключается в том, что необходимо:
обеспечить хорошую речевую
среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг);
обеспечить создание
речевых ситуаций;
обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Слайд 5Звуковая культура речи
Четкая артикуляция звуков
Отчетливое произношение
Умение использовать голос
Техника речи
дыхание
голос
дикция
артикуляция
Слайд 6
Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.
Кто хочет
разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно..
Проколотый
мяч /имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с:.(воздух)/;
Имитация колокольного звона /бом, бам, бим.../;
Остановить лошадь, произнося слово "тпрру“;
Ароматный цветок /сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»/;
Именинный пирог /задуть свечи/;
33 Егорки /сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка/.
Слайд 7Дикция – чистота, правильность, четкой произношения.
Совершенствование дикции связано прежде всего
с отработкой артикуляции движений органов речи.
Пятачок \на счёт раз
- вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов\.
Изображение цоканья копыт.
Чищу зубы \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы\.
Хомячок \плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка\.
Конфета \закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую\.
Сластена \облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать ее\.
Слайд 8Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом
качеств: высотой, гибкостью, силой. Эти качества можно развить при помощи
специальных упражнений.
1. Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).
2. “Прыжок в воду”
Вот оборот
Взлетаю и
Как птица, я вниз
Прыжок ! стрелой
Взбегаю скрываюсь
Я легко быстро
На вышку под водой.
3. “Колыбельная”
А а а а а
А а а а а
М м м м м
М м м м
Слайд 9РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
“ Красна речь поговоркой”.
сообщает “Кто говорит, тот
сеет, кто слушает, тот собирает”
обогащает “В чужой беседе,
всяк ума купит”
воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
влияет “Слово пуще стрелы разит”
помогает “Язык до Киева доведёт”
успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”
Слайд 10Скороговорки – это народно - поэтическая миниатюра, шутка в которой
умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания.
Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу
Филипп.
Бобры храбры - идут в боры.
Белые бараны били в барабаны.
Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
“Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”
Слайд 11Не менее интересными являются для ребят чистоговорки. Звукосочетания могут быть
взяты из литературных произведений:
Беспокойная ворона
Все ходила вдоль перрона
И о чем-то
недовольно
Тараторила.
Видно, поезд свой ворона
Проворонила…
Или придуманы детьми: крур-крир-саморир-рики-брики-кальтаир.
Чистоговорки можно проинсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-ли
К черепаш-ш-шке.
Черепаш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-шки.
Слайд 12Ж ж ж ж
Ж ж ж ж ж ж ж
Ж
ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
ж
Бац!
Ж…ж…
Ж ж ж ж ж
Бац! Бац!
Ж ж ж
Ж ж ж ж ж ж
Бац! Бум! Дзинь!
Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
Топ!
Ж ж ж ж ж ж
Ж ж ж ж
Топ-топ!
Ж ж ж ж ж ж ж
Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
Топ-топ-топ!
Шмяк!
Шмяк.
И стало тихо.
Слайд 13Работа над развитием речи на уроках русского языка.
Основа связной речи – предложение.
Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.
- Если бы я был цветком, я бы ….
- Если бы я был волшебником, я бы …
Рисую на доске голову человека и в ее контур помещаю изображение солнца, гор, моря и прошу угадать, о чем я думаю.
К следующему уроку каждый приносит свой контур головы. И мы по очереди угадываем мысли каждого.
- Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: “ Почему он плачет? ”
- Записываю слова “ мама ” и “ беда ”. После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова – плохие и предлагаю создать две группы слов.
Слайд 14Работа над развитием речи на уроках математики.
Особенно чётко прослеживается эта
работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на
логическое мышление.
Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например: Кому принадлежат стихи?
А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.
С.Михалков – 7
К.Чуковский - 5
А.Барто -10
10-3+1-3=5
Слайд 15
СЧАСТЛИВОГО НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА!