Слайд 1Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования через государственные стандарты
МОУ
«Среднедевятовская средняя
общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Заместитель
директора по УВР
Шаймухаметова Алия Мухаметзяновна
2011
Слайд 2Образование
Важнейшая социальная деятельность общества
Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства,
социокультурной модернизации российского гражданского общества
Слайд 3Ключевые эффекты образования как
ведущей социальной деятельности общества
Консолидация общества
в условиях роста его разнообразия
Социальное выравнивание общества
Формирование российской гражданской идентичности
личности
Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур
Конкурентоспособность личности, общества и государства
Слайд 4
Основная цель
российского образования
Новая
цель
образования
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и
государства
Широкое внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Проблемы России
Стратегия
2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления
и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 5Основы школьного
стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
общественный договор – социальный запрос семьи, общества
и государства
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Слайд 6
Требования
стандарта
Базисный
учебный
план
Программа ДН
развития и
воспитания
Примерные учебные программы
Концепция
ДН
развития
и воспитания
Рабочие (авторские) программы и УМК
У
М
Е
Н
И
Я
И
п
Р
И
М
Е
Р
Ы
З
А
Д
А
Н
И
Й
Программа
формирования
УУД
Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Планируемые
результаты
Образовательный процесс
Система оценки: модель обеспечения качества образования
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
Слайд 7ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
предполагает организацию учебного процесса
с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для
реализации потенциальных возможностей каждого ученика, что соотносится с основной идеей обновления старшей школы, состоящей в выборе каждым школьником индивидуальной образовательной программы, конструированию и реализации индивидуализированных форм учебной деятельности.
Слайд 8Индивидуализация образования
в школе осуществляется через:
Вариативность содержания:
базовый компонент;
школьный компонент;
Организацию
образовательного процесса:
занятия по индивидуальному выбору;
уроки;
индивидуальный план (мастер-классы);
интенсив (английский язык);
индивидуальное
обучение ;
семинары;
практикумы;
лекции;
консультации;
экскурсии;
тренинги.
Методы образовательного процесса:
проблемно-поисковые;
проблемные;
экспериментальные;
проектные;
аналитические;
самостоятельные;
фронтальные. И т д
Слайд 9ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
понимается форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности,
интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий
(базовый) уровень общеобразовательной подготовки; предполагает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными.
Слайд 10Виды дифференциации:
региональный - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи,
колледжи, частные школы, комплексы);
внутришкольный (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
параллели
(группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассная, или внутрипредметная (группы в составе класса).
Слайд 11Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в нашей школе реализуется в:
-
вариативности учебных планов, содержания;
- в предоставлении возможности свободного выбора и
самовыражения в сфере образования на основе способностей, склонностей, интересов и потребностей;
- в развитии сферы внеурочной деятельности ребенка.
Слайд 12В работе с каждым возрастом мы расставляем приоритеты:
1-4 классы -
развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.
5-6 классы
- обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива.
7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
9-11 классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
Слайд 13• Признание права старшего школьника на выбор собственных достижений (обязательного
или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований
к обязательному уровню освоения содержания образования.
• Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника
• Организация профильной подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору и профессиональных проб, дающих (старшеклассникам)детям осознать свои возможности, интересы, предпочтения и освоить посильные элементы профессиональной деятельности
• Осознание необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
Основа концепции
Слайд 14Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней:
Общеобразовательный уровень
Профильный уровень
обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и
культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин
обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования,
предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Слайд 15Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп,
в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям
школьников различаются
Следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника.
Примерное соотношение объемов базовых, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией: 50 : 30 : 20
Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся,
возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности
Слайд 16Достоин-
ства профиль-
ной дифференциации:
Развитие демократичного подхода к комплектации классов, при
котором учитываются интересы и пожелания учащихся ,
Повышение заинтересованности в
оптимизации всего учебного процесса как среди учителей и администрации, так и родителей и учеников.
Реальный рост показателей качества процесса обучения, особенно по профильным дисциплинам.
Создание предпосылок для профессионального самоопределения учащихся..
Изменение сознания педагогов, вызванное необходимостью командной работы, и проектированием разноуровнего содержания.
Слайд 18Оправдали себя следующие способы дифференциации:
содержание задания одинаково для всего класса,
но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
содержание задания
одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);
используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.
Слайд 19Участие в районных олимпиадах
2008-2009 уч. год
2009-2010 уч. год
Слайд 20Участие в интеллектуальном марафоне
Слайд 21Уровень сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в профильном обучении
и после школьном образовании
Готовность к формулированию запроса к образовательному
учреждению
Наличие намерений связать профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью
Признаки,
по которым дифференцируется
массив учащихся
Слайд 22Профиль обучения - Социально-гуманитарный
На профильном уровне организовано обучение по
предметам:
Русский язык- 3 ч. в неделю;
Литература - 4 ч. в
неделю;
История - 4 ч.в неделю.
Право - 2 ч.в неделю.