Слайд 1
Лекция №6
Требования, предъявляемые к тестовым заданиям. Психолого-педагогические аспекты тестирования.
План лекции:
Требования,
предъявляемые к тестовым заданиям.
Требования, предъявляемые к банкам тестовых заданий.
Последовательность разработки
педагогических тестов и БТЗ.
Программное обеспечение процедуры тестирования (АСТ).
Психолого-педагогические аспекты тестирования
Слайд 21. Требования, предъявляемые к составлению тестовых заданий:
Тестовое задание должно
быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком, исключающего
неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового утверждения.
Содержание задания должно соответствовать требованиям ГОС.
Содержание тестового задания НЕ должно содержать повторов, двойных отрицаний и сленга.
В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.
Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается).
Слайд 3Требования, предъявляемые к составлению тестовых заданий:
В формулировке ТЗ не должно
быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.).
Ответ не должен
зависеть от предыдущих ответов студента.
Ни в тексте, ни в ответах не должно быть подсказок.
Тестовое задание может быть представлено в стандартизированной форме (открытое, закрытое и т.д).
Форма ТЗ должна быть узнаваемой и не требовать дополнительных пояснений по способу ввода тестируемым заключения.
Слайд 4Требования, предъявляемые к составлению тестовых заданий:
11. Требования к заданиям закрытого
типа:
а) Не должно быть заведомо ложных, а также явно выделяющихся,
обособленных ответов. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Следует применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
б) В заданиях закрытого типа дистракторы не должны начинаться или заканчиваться повторяющимися словами или выражениями. Количество дистракторов в задании должно находится в пределах от 4 до 6.
в) недопустимы ответы типа: все выше перечисленное верно, все указанные ответы неверны.
г) лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.
д) количество слов в формулировках тестового задания не должно превышать 13-и.
е) в заданиях закрытого типа с выбором нескольких ответов из 5 ответов должно быть 2 или 3 правильных.
Слайд 5Требования, предъявляемые к составлению тестовых заданий:
12. Задания на установление соответствия
и правильной последовательности должны начинаться со слов:
Соответствие … (а не установить соответствие)
Последовательность (а не установить последовательность)
Слайд 62. Требования, предъявляемые к тестам и банкам тестовых заданий
Банк тестовых заданий
Тест
Тестовое задание
Банк тестовых заданий (БТЗ)
- это упорядоченное множество тестовых заданий, позволяющее осуществить адекватную целям изучения учебной дисциплины проверку степени усвоения ее содержания и обеспечивающее возможность формирования педагогических тестов различного объема и назначения.
Слайд 7К основным свойствам БТЗ должны быть отнесены:
предметная направленность банка;
содержание
(состав и взаимосвязь дидактических единиц, образующих содержание учебной дисциплины);
объем (количественный
и качественный состав ТЗ, входящих в банк);
структура (способ упорядочения тестовых заданий, образующих банк);
качество ТЗ и банка в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов тестирования;
возрастающая трудность ТЗ.
Слайд 8 Дидактическая единица - это относительно самостоятельная в смысловом
отношении часть системы знаний, образующей содержание учебной дисциплины. К дидактическим
единицам относятся, например, раздел, подраздел, тема, понятие.
Элементарной дидактической единицей, обеспечивающей возможность преобразовать содержание дисциплины во множество тестовых заданий, является утверждение или, иначе, высказывание — повествовательное предложение, имеющее определенный смысл и значение.
Слайд 9 Структура («дерево») БТЗ - строение банка тестовых заданий,
определяющее принадлежность каждого из ТЗ соответствующей дидактической единице и уровню.
Слайд 11Возможные подходы к структурированию БТЗ («дерева»)
Первый подход:
раздел дисциплин;
дидактическая
единица ГОС;
понятие, раскрывающее дидактическую единицу.
Второй подход:
дидактическая единица ГОС;
раздел
дисциплин;
понятие, раскрывающее дидактическую единицу.
Третий подход:
раздел программы;
дидактическая единица ГОС;
уровень трудности ТЗ (легкое, среднее, трудное)
Слайд 12БТЗ должен быть сформирован так, чтобы обеспечить:
Выявление всего состава знаний
и умений, формируемых данной учебной дисциплиной в соответствии с требованиями
ГОС и/или целями ее изучения, указанными в рабочей программе.
Отображение составом ТЗ, включенных в банк системы знаний, охватываемых содержанием учебной дисциплины.
Возможность формирования ПТ различного назначения:
входной контроль;
текущий контроль;
итоговый контроль;
контроль остаточных знаний.
Слайд 13БТЗ должен быть сформирован так, чтобы обеспечить:
Возможность формирования требуемого количества
ПТ заданного назначения и количественного состава: от нескольких десятков до
сотен тестов.
Возможность формирования ПТ, имеющих иерархическую структуру и состоящих из ТЗ трех уровней трудности:
первый уровень (задания легкие);
второй уровень (задания средней трудности);
третий уровень (задания трудные).
БТЗ должен состоять из ТЗ четырех различных
форм.
Слайд 14Трудность (уровень или норма трудности) ТЗ - (в теории) количество
мыслительных операций и характер логических связей между ними, характеризующих продолжительность
поиска и нахождения верного решения;
Статистическая трудность определяется долей верных ответов на тестовое задание.
Основное назначение трудности заданий - определение заданий, которые не подходят для использования по причинам излишней простоты или сложности и определение места задания в тесте.
Слайд 15Требования к наполнению БТЗ:
адекватность тестовых заданий содержанию учебного материала и
«веточке дерева» БТЗ;
использование 4 форм тестовых заданий в пропорциональном соотношении
(по 25%): открытые, закрытые, на упорядочение, на соответствие;
равномерное распределение тестовых заданий по трудности тестовых заданий (33% – легкие; 33% – средней трудности; 33% – трудные);
общее количество не менее длины одного теста.
Слайд 163. Последовательность разработки педагогических тестов и БТЗ
Процесс
создания педагогического теста или БТЗ состоит из ряда строго последовательных
этапов:
Определение цели тестирования, области содержания теста, выбор вида теcта, подхода к его созданию.
Цели тестирования:
входной, текущий, итоговый или отсроченный контроль.
Подход к созданию БТЗ:
нормативно- или критериально-ориентированный.
Слайд 17Анализ содержания учебной дисциплины и отбор содержания для теста. Данный
этап очевиден, он предполагает работу с ГОС и учебными программами.
Определение структуры теста. Разработка спецификации теста.
Составление тестовых (предтестовых) заданий. Определяется проектируемая трудность тестовых заданий.
Экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий и теста в целом.
Слайд 18Переработка содержания и формы заданий по результатам экспертизы.
Разработка и
проведение пробного тестирования.
Сбор эмпирических результатов.
Статистическая обработка результатов тестирования.
Оценка качества тестовых заданий и теста в целом с помощью статистических методов.
Корректировка теста по результатам предыдущего этапа.
Составление окончательного варианта теста, нормирование (установление норм) и стандартизация теста.
Слайд 194. Программное обеспечение процедуры тестирования (АСТ).
Конструктор тестов
Генерация теста
Конвертер
Администратор
Студенты
Сервер
Player
SWAP
Данные
Преподаватель
Коррекция учебного процесса
Слайд 20Состав системы
Конструктор тестов - предназначен для создания и наполнения накопителя
тестовых заданий и формирования семейства тестов на его основе.
SWAP –
программа обмена данными между накопителем тестовых заданий и документами WinWord (текстовый формат)
Конвертер – предназначен для конвертации исходных тестовых файлов ast в формат asd, который используется серверной частью системы тестирования AST-Test, с возможностью внесения изменений в OLE-обьекты (формулы,текст).
Слайд 21
АСТ- Сервер
АСТ-Администратор – программа Test_Administrator предназначена для удаленного управления процедурой
тестирования и получения статистических данных и результатов.
АСТ-Плеер - программа AST-Test_Player
предназначена для проведения тестирования посредством подключения пользователя к удаленной базе тестов, находящейся на другом компьютере - сервере.
Комплекс программ для проведения и сопровождения процедуры тестирования