Слайд 1
ЕДИНИЧНЫЙ ПРОЕКТ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ООП НОО И
ООО»
БОУ ШМР «НИФАНТОВСКАЯ СОШ»
2012 – 2013 учебный год
Слайд 2Смелкова Лидия Александровна,
заместитель директора по ВР
БОУ ШМР «Нифантовская СОШ»,
Заводова
Елена Анатольевна,
педагог-организатор,
Баскова Ирина Владимировна,
учитель биологии,
Кузнецова Александра Юрьевна,
учитель
иностранных языков,
Егоров Александр Васильевич,
учитель трудового обучения
Разработчики проекта:
Слайд 3ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проследить преемственность между начальной школой
и основной в вопросах воспитания и социализации.
Изучить документы по
данной теме.
Выявить преемственность программ воспитания и социализации ООП НОО и ООО.
Выявить особенности ООП ООО в вопросах воспитания и социализации.
Слайд 4ФГОС СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего
образования
Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования
преемственность
развитие
Слайд 5НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Федеральный уровень
Закон РФ от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании»
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Федеральный государственный стандарт ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Федеральный государственный стандарт НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Российской Федерации 7 сентября 2010 г. № 1507-р)
Слайд 6НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Региональный уровень
Долгосрочная целевая программа
«Развитие системы образования Вологодской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением
Правительства Вологодской области
Основные направления модернизации образования в Вологодской области на 2008-2012 годы, утвержденные постановлением Правительства Вологодской области от 15.04.2008 № 739
Стратегия развития образования Вологодской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 03.03.2009 № 398
План действий по модернизации общего образования, , направленный на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденный постановлением Губернатора Вологодской области от 03.03.2010 № 91
Слайд 7НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Распоряжение правительства РФ
от 07.09.2010 г.№1507-р «О плане действий по модернизации общего образования
на 2011-2015 г.»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. №03-255 «О введении федерального государственного стандарта общего образования»
Приказ Департамента образования Вологодской области от 30.05.2011г. №808 «Об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Управления образования Администрации Вологодской области от 17.06.2011 г.№111 «Об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Слайд 8СРОКИ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ВВЕДЕНИЯ И
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЗАКОНЧИТСЯ В 2022 ГОДУ
Слайд 9ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ФГОС ООО
Традиционный взгляд:
Основная задача школы
- дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
ФГОС
Смена образовательной
парадигмы (цели).
Вместо передачи суммы
знаний –
развитие
личности учащегося на
основе освоения
способов деятельности
Слайд 10ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Слайд 11ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
Воспитательный результат – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка
благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 12УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Достигается во взаимодействии с педагогом
Первый уровень –
приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Слайд 13УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Достигается во взаимодействии с педагогом
Школьный уровень
Личное
участие в видах деятельности:
- развитие и поддержка гуманистического уклада
школьной жизни и системы школьного самоуправления;
- поддержание благоустройства школьного и пришкольного пространства;
- участие в подготовке и поддержании школьного сайта;
Слайд 14УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
- участие в подготовке и выпуске печатной
или электронной версии школьной газеты;
- участие в общешкольной поисковой, природозащитной,
волонтерской и т.д. деятельности;
- участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы;
- сознательное и ответственное участие в реализации образовательной программы школы.
Слайд 15УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Второй уровень
результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Слайд 16УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Достигается в дружественной школьном коллективе
Уровень местного социума
(муниципальный уровень)
Личное участие в видах деятельности:
- участие в
изучении и сохранении культурно-исторического наследия и достояния и подготовка публичных презентаций по этой работе;
Слайд 17УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
- участие в выставках изобразительного и фотоискусства,
в конкурсах юных журналистов и т.д., посвященных актуальным социальным проблемам
родного края;
- участие в исследовательских проектах.
Слайд 18УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Третий уровень
результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в
самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Слайд 19УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Региональный,
общероссийский и глобальный уровень
Личное участие в видах деятельности:
- разновозрастные
диспуты (в том числе в Интернет-пространстве), по актуальным социальным и социокультурным проблемам, определяемым самими участниками;
Слайд 20УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
- участие в исследовательских проектах, связанных с
проблематикой поликультурных сообществ (крайне актуально для России), взаимовлияния культурных традиций,
ценности памятников исторического и культурного наследия родного и близких и дальних народов, культур и цивилизаций.
Слайд 22РЕАЛИЗУЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.Воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3.Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Слайд 23
ОСОБЕННОСТИ ФГОС ООО:
восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей
составной части и личностного результата освоения стандартов;
новая система организации образовательного
процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно-образовательной среды и т. д.;
изменение ценностной базы; ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Слайд 24ОСОБЕННОСТИ ФГОС ООО:
согласно новым ФГОС воспитание в школе должно идти
только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с
другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) и внеклассную деятельности;
системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности);
Слайд 25ОСОБЕННОСТИ ФГОС ООО:
повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании
и реализации основной образовательной программы;
учёт психолого-педагогических особенностей подросткового периода;
изменилось представление
об образовательных результатах
ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования.