Слайд 1«Теория и технологии экологического образования детей»
* * *
Философские
основы
содержания
экологического образования
дошкольников
старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики
факультета педагогики
и практической психологии
ПИ ЮФУ
Черноиванова Наталия Егоровна
Слайд 2
Природа – непосредственно, стихийно сложившаяся
форма существования материи,
охватывающая неорганические
и органические её структуры. Природа есть наличное бытие материи,
реальность
её конкретного существования
(М.С.Каган)
Природа – окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений.
Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.
Она не имеет ни начала, ни конца,
бесконечна во времени и пространстве,
находиться в непрестанном движении и изменении
(Философский словарь. М.,1980)
Самоценность Природы
заключается в неповторимости каждого объекта природы
(в том числе и человека),
в существовании самого по себе
(а не для человека и удовлетворения его потребностей),
благодаря этому окружающий мир разнообразен, богат.
Слайд 3 Природа как самоценность:
эстетический аспект
Природа – единственная книга,
на всех своих страницах
заключающая высокое содержание.
И. Гёте
... природа, что это такое как объект любви?
Природа в своем отношении к человеку выступает
как эстетическая категория.
Способность видеть эстетическое,
прекрасное в природе – вот некая предпосылка затем появляющегося этического отношения. С.Л.Рубинштейн
Слайд 4Толковый словарь живого великорусского языка
Владимир Иванович Даль
Слайд 5Толковый словарь живого великорусского языка
Владимира Даля
Краса - красота и
украса, украшение, прикраса, басота, баса
Красивый, красный или прекрасный, одарённый красотою,
уряженый красою, нравный чувству изящного, сев. баский, баской;
Красота - свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество.
Соединение истины и добра
рождает премудрость, во образе красоты.
Слайд 6Толковый словарь русского языка
КРАСОТА́
совокупность качеств,
доставляющих наслаждение
взору,
слуху
Слайд 7Объективные свойства красоты в природе:
единство и многообразие,
целесообразность,
целостность,
мера
форма,
информация,
гармония.
Слайд 8Многообразие природы
как общее свойство её красоты
- это флора и
фауна, вода(гидросфера),
мир камня (литосфера), небо и свет,
естественный цвет,
звуки.
Многообразие природы,
её обновление и возрождение, движение, ритм,
темпы в своей непрерывности, сложной совокупности и постоянных взаимосвязях и
составляют естественный мир,
который воспринимает человек.
Единство в многообразии –
важнейший фактор упорядоченности и красоты нашего мира. Формой проявления этого единства выступают повторяемость и регулярность.
Слайд 9Многообразие природы
как общее свойство её красоты
Природно-прекрасное
представляется человескому взору
как реальное многообразие, через которое проходит сквозное единство
104вида атомов
и
тысячи минералов,
многие
миллионы животных и растительных форм
Высшая форма единства –
изоморфизм
(структурное подобие качественно различных явлений:
вспомните структуру ветвления дерева и систему кровообращения)
Слайд 10Форма – это именно тот феномен,
который в первую очередь
воспринимается человеком.
Богатство прекрасных природных форм огромно.
Интересная форма единства –
параллелизм
между формообразованием в природе и формообразованием в деятельности человека
(вспомните Эйфелеву башню,
которая является бессознательной калькой со структуры берцовой кости).
«Красота форм в природе» Э.Геккель –
памятник союзу эстетики и биологии
не включил «классиков» природной эстетики
цветы, бабочки, млекопитающие.
Сделал это сознательно, желая открыть перед людьми красоту форм простейших организмов, различных беспозвоночных, амфибий, рептилий.
Слайд 11Целостность природных форм
Дифференциация и интеграция –
два пути,
по которым шла
эволюция в целостности.
Дифференциация придаёт форме приятное разнообразие,
интеграция вносит в
это разнообразие единство.
Вспомните тело высших животных дифференцировано на разнообразные участки –
голову, корпус, конечности,
между которыми есть строгая гармоническая связь.
Слайд 12Информация в природе
Почему так разнообразно окрашены венчики полевых цветов?
Почему столь
богато декорировано оперение многих птиц?
Почему природа наделила крылья одной бабочки
яркой и сочной цветовой гаммой,
а в распоряжение другой предоставила
лишь скупые серо-белые оттенки?
Природная форма информативна,
обладает свойством сигнализации.
Окраска крыльев бабочки часто выполняет
информационную функцию
(вспомните «предупреждающую окраску» и «защитную»).
Слайд 13Информация как мера разнообразия
Эволюцию в природе, эволюцию её красоты
можно расценивать
как
накопление информации и расширения разнообразия,
рост энергетических потенциалов.
Красота кристалла отличается
от красоты дерева:
их энергетические уровни различны, они и объясняют
простоту кристалла и сложность дерева.
Единый закон меры связан с гравитационным полем нашей планеты,
сила которого как бы сдерживает потенциально бесконечный рост дерева.
Философски мера определяется как единство качества и количества
(вспомните руку человека –
шедевр природной и общественной эволюции человека).
Слайд 14Гармония в природе
особый вид единства
правое – левое,
симметрия – асимметрия.
Эстетически
меру можно определить
как гармонию между качеством и количеством.
Вся физическая
красота нормального человека, вся его генетическая программа как бы зашифрована в 46 хромосомах
увеличение числа хромосом до 47 ведёт
к тяжёлым формам патологии.
Слайд 15Единство между средой и организмом –
один из видов природной
гармонии
подвижная грация горного марала
обтекаемое тело дельфина
ослепительно белая окраска приполярных птиц
пуночек
свободное парение альбатроса
сверкающая сетка чешуи карпа
полосатая шкура тигра
-
во всех этих формах мы видим
гармоничную связь со средой обитания,
ощущение этой связи является источником эстетического наслаждения.
Ю.В.Линник
Слайд 16
Пробудить в детях чувство Природы-
значит возбудить одно из самых
благодетельных
воспитывающих душу влияний
К.Д.Ушинский
Воспитание чувства Природы
–источник любви и тяготения к Природе –
должно составлять первую и главную задачу природоведения..
Оторвавшись от Природы ,
мы потеряли здоровье- физическое и духовное.
Нужно приблизить нарастающие поколения к Природе,
культивируя не мёртвую науку о природе, а
живую любовь к Природе.
Д.Т. Кайгородов