Слайд 1Дети с
нарушением развития
интеллекта в условиях ОУ
Слайд 2В настоящее время в России действует широкая сеть специальных (коррекционных)
учреждений для детей и подростков с проблемами в интеллектуальном развитии.
Большинство из них государственные. Все государственные учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития находятся в различных ведомственных государственных структурах. Помощь детям и подросткам с нарушением интеллекта оказывается с учетом возраста, степени снижения интеллекта и всегда носит комплексный характер, т.е. вопросы диагностики, развития, коррекции, образования и воспитания рассматриваются специалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и другими врачами – по мере необходимости
Слайд 3Дети с нарушением интеллекта раннего возраста, воспитывающихся в семье, получают
коррекционную помощь в центрах психического здоровья (специализированных яслях) для детей
с органическим поражением центральной нервной системы, в центрах раннего вмешательства, в центрах реабилитации.
Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в домах ребенка, а в возрасте трех – четырех лет переводятся в коррекционные детские дома для детей с нарушением интеллекта.
Слайд 4Работа с детьми раннего возраста направлена на обогащение эмоциональных и
личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном
внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного и речевого развития.
Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется через родителей, так как в младенческом и раннем возрасте для ребенка важен эмоциональный контакт с близким взрослым. Задача олигофренопедагога состоит в
том, чтобы научить родителей взаимодействовать со своим малышом и шаг за шагом продвигать вперед его развитие.
Слайд 5Дошкольные группы при специальных (коррекционных) школах VIII вида создаются для
дошкольников шести-семи лет с нарушениями интеллекта, не посещавших ранее специальные
дошкольные учреждения.
Основные задачи обучения в этих группах – формирование системы знаний и представлений, необходимых для усвоения программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, формирование элементарных учебных умений, адаптация в условиях школы.
Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства, эти учреждения, как правило, работают по режиму пятидневки.
Основные задачи этих учреждений – развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция этих недостатков, формирование привычек правильного поведения, эмоциональное и коммуникативное развитие, привитие навыков самообслуживания, подготовка к посильным видам труда, бытовая и
социальная ориентировка.
Слайд 6В последние годы получила развитие сеть диагностических и реабилитационных центров,
осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка.
В этих центрах с детьми работают учителя-олигофренопедагоги, логопеды, специальные психологи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность.
Слайд 7Для детей с нарушением интеллектуального развития открыты учреждения дополнительного образования,
где созданы условия для их реабилитации с помощью различных видов
художественно-творческой, спортивно-игровой деятельности, как на базе образовательных учреждений, так и на дому. С этими целями разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование у них необходимых навыков для жизни, приобщение этих детей к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий.
Слайд 8Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские
сады и общеобразовательные школы.
Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого
ребенка, должно быть готово, разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Такой ребенок в группе или классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп урока, занятия. Педагог должен учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.
Слайд 9В России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей
и подростков с нарушением интеллекта:
дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида;
специальные психоневрологические санатории для дошкольников с нарушением интеллекта;
сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка;
учреждения дополнительного образования для детей с нарушением интеллекта;
специальные (коррекционные) школы VIII вида.
Слайд 10Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми
лет поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Отбор
детей в специальные учреждения осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия.
Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, их заменяющих). Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.
Слайд 11Основными задачами специальных (коррекционных) школ VIII вида являются:
1. максимальное преодоление
недостатков познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта;
2.
подготовка их к участию в производительном труде;
3. социальная адаптация в условиях современного общества.
Обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять – одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.
Слайд 12Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта – это целостная система,
состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе. Эти
связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается.
Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять – одиннадцать лет.
Слайд 13В обучении детей рассматриваемой категории используются как общие для массовой
и специальной (коррекционной) школы VIII вида, так и специфические методы
и приемы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения их на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – методом маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно.
Несмотря на то что в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
Слайд 14В специальной (коррекционной) школе VIII вида помимо предметов общеобразовательной подготовки
введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим,
социально – бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи:
1.расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном;
2. осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.
Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения.
Слайд 15Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных,
экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных
предметов.
Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся.
Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.
Слайд 16Все учебные предметы группируются в два блока – общеобразовательный и
коррекционно-развивающий.
К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие
психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляют учебные планы для конкретного периода.
Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIII вида является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитарки и другим. На это отводится очень много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближенны к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIII учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. И заканчивая школу, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять свое место в обществе.
Слайд 17 Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида – это
специальное учебное заведение для детей с нарушением умственного развития.
В специальной
(коррекционной) школе VIII вида обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Основными задачами таких школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.