Слайд 1
Педагогические условия адаптации младших школьников к условиям обучения в среднем
звене общеобразовательной школы
Выполнила студентка 3 курса ФУиСТ ЧГУ
Понкратьева Светлана Васильевна
Научный
руководитель : доктор педагогических наук,
профессор Кириллова Ольга Васильевна
Слайд 2Цель – изучение возможностей успешной адаптации учащихся при переходе из
начальной в основную школу
Слайд 3Задачи исследования:
Изучить проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной
школы в среднюю в теории и на практике
Определить критерии успешной
адаптации учащихся 5-х классов, разработать научно-методические рекомендации и адаптационно-развивающий курс «Первый раз в пятый класс»
Проверить эффективность структуры успешной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе и влияние научно-методических рекомендаций на адаптацию пятиклассников
Слайд 4 Адаптация – это приспособление строения и
функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.
Виды
школьной адаптации:
-интеллектуальная;
-поведенческая;
-коммуникативная;
-эмоциональная.
Слайд 5Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю
Учащиеся характеризуются низкой организованностью, несамостоятельностью, проявляется учебная рассеянность, недисциплированность, снижается интерес к учебе, ухудшается состояние их здоровья, взаимоотношения детей более напряженные, а они сами - тревожные
Слайд 6Диагностика адаптации пятиклассников МБОУ «Малотаябинская ООШ» в начале учебного года
Методика
Левченко «Чувства к школе»
Слайд 7Методика Филипса
для определения чувств тревожности
Слайд 8Мотивация обучения по
методике Лускановой
Слайд 9Психопрофилактическая работа, направленная на адаптацию пятиклассников
1. Работа с
педагогическим коллективом. Выступление на педсовете, ознакомление с результатами первичных анкет
и опросников. Посещение и анализ уроков учащихся 4 и 5 классов. Непосредственная работа с учителями-предметниками 5 класса, классным руководителем, медиком, родителями, администрацией школы, с педагогами дополнительного образования.
Слайд 10
2. Работа с родителями пятиклассников.
Родительское собрание, тренинг для родителей,
просмотр видеозаписи группового интервью детей о школьной жизни, «Экзамен для
родителй», упражнение «Поделись чувством», «Открытые письма родителям», рассказывание притчи «Красные кони на синей траве..», сравнительный анализ уровня усвоения учебной программы в 4 классе и за 1 четверть 5 класса…
Слайд 11
3. Работа с пятиклассниками.
Проведение коррекционно-развивающего курса «Первый раз в пятый
класс», упражнения «Вверх по радуге», «Комплимент», «Подари подарок», игры «Снежный
ком», «Капельки», «Создай свою планету», «Встаньте, сколько назовут», «Найди свое место», «Недостающий стул», групповые дискуссии, релаксационная гимнастика…
Слайд 12Сравнительный анализ уровня чувств к школе первичного и контрольного исследования
по методике Левченко
Слайд 13Тревожность в начале и конце учебного года по методике Филипса
Слайд 14Мотивация обучения в начале и конце учебного года мет Лускановой