Слайд 1Презентация на тему:
«Театрализованная деятельность в младшей группе».
Гаврилова Лариса Вадимовна
Воспитатель
ГДОУ детский сад №93 Калининского района
Санкт – Петербург
2011
Слайд 2Содержание.
1.Введение……………………………………………………………………… 3
2. Обоснование выбора темы ……………………………………………….. 4
3. Задачи театрализованной
деятельности в младшей группе ……… 5
4. Мнемотехника……………………………………………………………… 6
5.
Мнемодорожки. Примеры мнемодорожек ………………………. 7
6. Тактильные дощечки. Образцы тактильных дощечек…………….. 9
7. Изготовление тактильных дощечек………………………………….. 11
8. Этапы работы с тактильными дощечками. Примеры……………… 12
9. Обыгрываем потешки…………………………………………………… 13
10. Наши первые шаги…………………………………………………….. 14
11. Настольные театры, дидактические игры…………………………. 16
12. Сказка «Репка»……………………………………………………………. 17
13. Список литературы………………………………………………………...18
Слайд 3Введение
Большинство детей с ДЦП и нарушением опорно – двигательного аппарата
в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к
восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было формирование у детей уверенности в себе и желание сотрудничать со взрослым в новой для ребенка деятельности, много внимания уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала, т.к. даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Более того, дети, находящиеся на одинаковом уровне развития моторики (например, самостоятельно передвигающиеся), испытывают разные трудности при ходьбе, манипуляциях с предметами. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которые необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.
Слайд 4Обоснование выбора темы.
Знакомство детей с разными видами театров начала в
младшей группе и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно
в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Слайд 5Задачи театрализованной деятельности в
младшей группе
1. Развивать внимание у
ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в
соответствии с ним;
2. Воспитывать выдержку, развивать память;
3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность);
4. Развитие умственной и речевой активности;
5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Для обучения детей использовались следующие технологии:
модельное обучение; коммуникативная деятельность;
Слайд 6Мнемотехника
Для улучшения памяти у детей в своей практике я использую
приемы мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения.
Основа обучения - развитие творческого познания.
Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой-главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Слайд 7Мнемодорожки
В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в
небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.
Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Так после освоения мнемодорожек в младшей группе можно перейти на небольшие мнемотаблицы на 4 клетки (2х2).
Слайд 8Примеры мнемодорожки
Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы.
Часто
идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы
от дождя прячемся под дождем.
Стало светить яркое теплое солнце, стали таять сосульки (они заплакали), растаяла избушка лисы.
Слайд 9Тактильные дощечки
Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения
к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие
тактильной памяти.
Цели: Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения.
Образцы тактильных дощечек
Слайд 10Изготовление тактильных дощечек
Материал: Набор из 10 – 15 дощечек с
разной шероховатостью поверхностей (5 *10 см.) На одной стороне каждой
дощечки написать ее порядковый номер от 1 до 15; Все дощечки должны быть разные на ощупь.
- на дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного
меха;
- на дощечку №2 наклеить наждачную бумагу (она должна быть жесткой и
шершавой);
- на дощечку №3 наклеить кусочек мягкой ткани (байка, фланель);
- на дощечку №4 накапать расплавленный воск от свечи, чтобы на
поверхности образовались застывшие капли;
- на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок
(зигзагообразно);
- на дощечку №6 наклеить спички или маленькие тонкие палочки;
- на дощечку №7 наклеить скорлупки от орехов;
- на дощечку №8 наклеить фольгу или целлофан, ее поверхность должна
быть гладкой;
- на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань;
- на дощечку №10 наклеить рубчатую ткань (вельвет);
- на дощечку №11 наклеить крупу (греча или перловка);
- на дощечку №12 наклеить чешуйки от шишек;
- на остальные дощечки можно наклеить мелкую крупу, разломанные кусочки палочек,
засушенный листочек и т.п.).
Слайд 11Этапы работы с тактильными дощечками
1. Дать сигнал
ребенку, чтобы он закрыл глаза.
2. Вложить в
его руку дощечку с установкой ее потрогать.
3. Спросить у ребенка, что ему напоминает, когда он трогает (гладит)
дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.).
4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.
Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3
дощечек, в зависимости от возраста.
Например: задание «Угадай друзей на ощупь»
(тактильные дощечки)
Цель: развитие у детей тактильной памяти.
Ход. Воспитатель предлагает детям потрогать дощечки, узнать, кто
живет «в домике» (см. методику работы с тактильными
дощечками)
Слайд 12Обыгрываем потешки
«Кисонька- мурысонька, с кем прянички ела?
- Одна.
-
Не ешь одна не ешь одна».
Собака: «Не плачь, зайчик! Я
твоему гору помогу».
«Раз, два, три, четыре, пять барабаню я опять».
«Трень, брень, гусельки, золотые струнушки!»
Слайд 13Наши первые шаги
Сказка «Колобок»
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку
спою».
Волк: «Колобок, колобок я тебя съем!»
Лиса: «Садись, колобок, на мой
носок, да пропой еще разок !»
Слайд 14Сказка «Волк и семеро козлят»
Коза: «Ох, козлятушки, остаетеся вы без
матушки. В огород иду за капустою может волк прийти, сердцем
чувствую! Вы на 7 замков закрывайтеся лишь на голос мой откликайтеся!»
Козлята: «Не волнуйся, мамочка, будет все в порядке!»
Коза: «Пейте, дети, молоко будете здоровы!»
Волк: «Отворите поскорей мамаше дверь!
Козлята: «Твой голос на мамин совсем не похож.
Ты голосом толстым фальшиво поешь!»
Слайд 15Настольный театр «Репка»
Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Театр матрешка.
Слайд 16Сказка «Репка»
«Тянут – потянут, и вытянули репку!»
«Уродилась репка вкусная и
крепкая!»
«Едем, едем мы домой на машине грузовой. Урожай собирай и
на зиму запасай!»
Слайд 17Список литературы.
Спасибо за внимание.
Т.В. Большева «Учимся по сказке» - СПб.:
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005
Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Л.Н. Иванищенко; -
СПб.:СПбАППО, 2008
Л.М. Шипицына, О.В, Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г