Слайд 1 Возрастные особенности подростков
Выполнила Сентемова А.В.
МБОУ СОШ №62
г. Архангельск
Слайд 2Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет. Данный возрастной
период можно разделить на младший (от 11 до 13-14 лет)
и старший (от 13-14 до 16 лет) подростковый возраст.
Слайд 3Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками.
Слайд 4Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в
самоутверждении
Слайд 5Особенности двигательной сферы: снижение двигательной активности.
Слайд 6Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях;
развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления; активное развитие монологической,
эгоцентрической и письменной речи; совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти; пик развития воображения.
Слайд 7Особенности развития личностной сферы: расширение самосознания:
поиск «Я идеального» и постоянный
анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»; появление чувства взрослости
и его проявление в одежде, манере поведения, в речи; развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию; повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого; эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность действий; развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении; обострение черт характера (акцентуации); наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.
Слайд 8
Особенности развития социальной сферы:
вызывающее поведение в общественных местах; межличностные отношения
строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью,
она отходит на второй план; появление различных увлечений, которые затягивают подростка, где он себя реализует; личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными; появляется референтная (значимая) группа; возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.
Слайд 9Отличительные особенности развития младшего и старшего подростка
Слайд 10Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис.
Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для
каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса
становятся противоречия
между возникшими внутренними
изменениями и внешними не
меняющимися обстоятельствами,
которые не удовлетворяют
желаемое повзрослевшего
ребенка.
Слайд 11 Причины такого противоречия кроятся в появлении чувства взрослости, в
психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере
самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации. В результате кризис подросткового возраста выливается в следующие признаки и проявления: агрессивность в общении со взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка
Слайд 12
Рекомендации по преодолению подростковогокризиса:
= взрослым строить общение с подростком на
уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне;
= терпеливо принимать
отказы подростка о помощи, но при случае найти убедительные слова и еще раз обратиться за помощью;
Слайд 13= заранее обсудить обязанности подростка в семье и не настаивать
на их мгновенном выполнении;
= быть последовательными в предъявлении требований к
подростку;
= как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи;
Слайд 14= поддерживать увлечения и интересы подростка, а при их негативном
характере умело (личным примером, через совместную деятельность и другими способами)
переориентировать на другое занятие;
= контролировать учебную деятельность;
= создавать условия для доверительных бесед;
Слайд 15 = не запрещать общение со сверстниками (разрешать приглашать
домой, предварительно обговорив условия такого общения);
= вводить наказания при совместном
их проговаривании, чтобы подросток принял и был готов к их реализации и контролю взрослого;
= давать в доброжелательной форме положительные и отрицательные оценки внешности и поступков подростка.
Слайд 16Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего
личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в
школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).