Слайд 1Городская научно-практическая конференция
«Приоритеты социально-педагогической деятельности ОУ в соответствии с
требованиями ФГОС»
29.02.2012 – 1.03.2012
Слайд 2секция 3 «Защитно-охранная функция»
"Формирование коммуникативной компетентности учащегося, как субъекта социальной
жизни".
1.03.2012
Слайд 3ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
«Формирование коммуникативных умений и навыков у школьников.
Развитие сплоченности школьного коллектива»
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем
изменить каждого из них в отдельности»
Слайд 4Куковякин Александр Юрьевич
социальный педагог
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498,
Невского
района
Санкт – Петербург,
Россия
Слайд 5Формирование коммуникативных способностей учащихся является одной из приоритетных задач школы,
так как результативность процесса общения в большей степени зависит от
уровня коммуникативных способностей субъектов общения .
Слайд 6
Под коммуникативными способностями школьников как средства их социальной адаптации
мы понимаем комплекс
индивидуально-психологических качеств личности школьника социальной направленности (контактность,
эмпатичность, доброжелательность);
уровень знаний, умений и навыков социально- коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Слайд 7В основу понимания коммуникации положено две модели:
1 Субъект- объектная,
произвольное коммуникативное действие осуществляется только одним участником коммуникации.
2. Субъект-субъектная, произвольное
коммуникативное действие осуществляется со стороны каждого участника коммуникации
Слайд 8За разными моделями коммуникации лежат разные ценности, в первом случае
ценностью является передаваемая информация, а во втором возможность понимания и
осуществление совместного действия. В современном обществе особое значение приобретает субъект – субъектная модель коммуникации, а именно: уметь слышать друг друга, владеть способами общения, уметь представлять себя и результаты своей творческой деятельности.
Слайд 9Таблица 1. Классификация коммуникативных умений
Слайд 101.Слушать
2. Читать
3. Получать числовую информацию
4. Получать графическую информацию
5. Читать жесты
и позы
6. Читать мимику лица и моторику тела
7. Различать интонацию
1.Говорить
2.
Писать
3. передавать числовую информацию
4. передавать графическую информацию
5. передавать информацию посредством жестом
6. передавать информацию мимикой и пантомимикой
7. передавать информацию интонацией
Слайд 13Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений
Слайд 14Функции общения
Социальные функции общения
а) Организация совместной деятельности
б) Управление поведением и
деятельностью
с) Контроль
Психологические функции общения
а) Функция обеспечения психологического комфорта личности
б) Удовлетворение
потребности в общении
с) Функция самоутверждения
Слайд 15Анализируя работу с учащимся, можно прийти к выводу, что мотивы,
побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя
его главными потребностями: на мой взгляд это может быть
потребность во впечатлениях,
потребность в активной деятельности,
потребность в признании и поддержке
Слайд 16Таблица 2. Вычисление индекса уверенности учащихся
Слайд 17Кроме того, для каждого учащегося на основе его самооценки вычислим
Индекс уверенности в степени овладения коммуникативными умениями, который вычисляется для
контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента и в конце эксперимента по формуле:
Слайд 18где n – общее количество ответов;
n1 – количество ответов
«умею» (соответственно +1 балл);
n2 – количество ответов «скорее умею,
чем не умею» (+0,5),
n3 –количество ответов «скорее не умею, чем умею» (-0,5);
n4 – количество ответов «не умею» (-1);
n5 – количество ответов «затрудняюсь ответить» (0 баллов).
Таким образом, максимально возможное значение индекса, которое может получить испытуемый – +1, а минимальное равно -1 (табл. 2):
Z=(1·12+0,5·9-0,5·3-1·3):33=(12+4,5-1,5-3):33=0,36
Слайд 19Выделим три уровня сформированности коммуникативных умений старшеклассников: репродуктивный (низкий), продуктивный
(средний), творческий (высокий).
I. Репродуктивный (низкий) уровень. Учащиеся, находящиеся на данном
уровне не понимают ценность информации, коммуникативных умений и навыков. Отличаются плохим развитием информационных потребностей, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности и безразличием к информации. Коммуникативные способности слабые. У учащихся не наблюдается сформированность «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности, учащиеся не могут самостоятельно организовывать собственную деятельность и пытаются подражать коммуникативной деятельности других.
Слайд 20II. Продуктивный (средний) уровень. На данном уровне для учащихся типичным
является понимание ценности информации и коммуникативных умений, наличие информационной потребности,
интереса к информации и коммуникативной деятельности. Коммуникативные способности сформированы, но учащийся не ощущает необходимости их дальнейшего развития. Учащиеся способны самостоятельно спланировать и осуществить коммуникативную деятельность. У них сформирован «образ Я» как субъекта коммуникативной деятельности, но отсутствует потребность в дальнейшем развитии.
Слайд 21III. Творческий (высокий) уровень. Учащийся обладает пониманием личностной ценности информации
и коммуникативной деятельности, как способа получения такой информации, есть высокий
интерес. Учащийся чувствует необходимость в дальнейшем развитии своих коммуникативных способностей. Уровень сформированности коммуникативных умений высокий, т.е. обучаемый выполняет все операции, последовательность их рациональна, все действия в целом вполне осознаны. Учащийся самостоятельно организует и выполняет коммуникативную деятельность. У него не только сформирован «образ Я» как субъекта коммуникативной деятельности, но, анализируя существующий «образ Я», он ощущает потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности. Другими словами, учащийся конструирует свою жизнедеятельность на основе «образа Я».
Слайд 22Структура коммуникативной компетентности включает 6 этапов коммуникации, которые характеризуются следующими
показателями:
1. Самоопределение в коммуникативной ситуации.
2. Анализ намерений партнеров и
способов коммуникации
3. Реализации коммуникации.
4. Выстраивание стратегии коммуникации.
5. Корректировка процесса коммуникации.
6. Оценка успешности достижения желаемых результатов.