Слайд 1Взаимодействие воспитателя и логопеда в развитие речи у детей раннего
возраста
Составители
Воспитатель Груздева Людмила Александровна
Логопед Ридевская Жанна Владимировна
Слайд 2Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения
со взрослым, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции
речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Слайд 3Пассивная и активная речь развивается в единстве. Для развития понимания
речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой
речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов (в быту, игре).
Слайд 4При этом ребенок учится устанавливать связь слова с предметом и
действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь
по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
Слайд 5 "Развитие речи ребенка через специальные игры и игровые упражнения".
Большую
роль в развитии речи детей играют специальные игры и игровые
упражнения, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.
Слайд 6 разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки,
звукоподражательные игры и др.);
игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
разгадывание загадок;
игры, направленные на развитие мелкой моторики.
К специальным играм и игровым упражнениям, направленным на развитие речи относятся:
Слайд 7Игры-потешки, хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой ("топ-топ",
"да-да", "хлоп-хлоп" и т.п.) и действий.
Они полезны тем, что
слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. По мере овладения речью ребенком начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной "инструкцией".
Слайд 11В звукоподражательных играх развиваеются фонематичнский слух, интонационная сторона речи, отрабатывается
четкость произношения. Этому способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к
словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувства родного языка, овладения его фонетическим и грамматическим строем.
Слайд 13Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного
запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр
создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи.
Мы показываем несложные импровизации с использованием игрушек, персонажей кукольного театра по мотивам знакомых сказок, рассказов,
песенок, стихов.
Слайд 15
Во время инсценировок разыгрываем сценки, разговаривая от имени персонажей,
комментируем их действия, обращаемся к детям с вопросами. Со временем
привлекаем детей к участию в таких спектаклях, создавая тем самым благоприятный эмоциональный настрой в группе, чувство радости.
Слайд 16Особое место в позитивном общении с детьми занимают игровые упражнения
и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе
со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше, что создает позитивное настроение и чувство защищенности у детей раннего возраста.
Слайд 17Привлекательность для детей в игровых упражнениях с картинками связана с
их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы
и явления, имеющие определенные словесные обозначения - названия. Рассматривая изображения и называя их, дети называют и те предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти.
Слайд 18Это свойство картинок особенно важно для развития речи раннего возраста.
Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту;
развитию у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самостоятельно пересказывать их.
Слайд 21Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание
загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному
описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок)
и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию.
Слайд 22 Дидактическая игра "Отгадай загадки!"
Взрослый задает загадки, а ребенок отгадывает:
Хитрые глазки,
В лапках царапки.
На деток глядит,
Мяу говорит?
(Котенок)
Серый, маленький зверек.
Длинный у него хвосток.
По ночам ему не спится,
Уж очень кошку он боится!
(Мышка)
Слайд 23Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же
это?
(Петушок)
По водичке я плыву
Кря-кря-кря - утят зову.
(Утка)
Хвост крючком,
Нос пятачком.
(Свинья)
Слайд 24 Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его
основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные
игры: дидактические, подвижные, сюжетно-отобразительные и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей.
Слайд 25Для совершенствования развития речи детей на базе нашего детского сада
были организованы занятия с логопедом
«Говорушки»
Первые годы жизни ребенка – сензитивный
период для усвоения родного языка. Ранний возраст обладает высокими потенциальными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, ее умственного, речевого и эмоционального развития.
Слайд 26Особенности развития функций коры головного мозга, его пластичность и способность
к компенсированию нарушенных функций обусловливают важность работы по развитию речи
на ранних этапах.
Выявление речевых нарушений и комплексное сопровождение с первых лет жизни ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, корригировать уже имеющиеся, достичь более высокого уровня общего развития, а также расширить коммуникативный и социальный опыт.
Слайд 27Занятия с малышами проводится в игровой форме, на которых мы
реализуем такие задачи как:
- развитие свободного общения со взрослыми и
сверстниками;
формирование общих речевых навыков (правильное речевое диафрагмальное
- дыхание, силу и динамику голоса, интонационную выразительность речи,
правильный умеренный темп речи);
- развитие слухового внимания и восприятия;
Слайд 28- развитие моторной сферы (через комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры,
комплексы физических упражнений, массаж рук);
- развитие элементарных произносительных навыков;
- развитие
лексики и грамматики;
- формирование фразовой речи.
Слайд 31Совместная работа воспитателя с логопедом дает положительную динамику.
Спасибо за внимание.