Разделы презентаций


Технология оценивания учебных достижений

Содержание

ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовила учитель
начальных классов
МОУ СОШ №5
Варнаева Е.В.

Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №5 Варнаева Е.В.

Слайд 2ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ?

ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ?

Слайд 4КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию

качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы… цели:
развитие

личности школьника, его творческих способностей;..
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельность;..
Важнейший приоритет – формирование общеучебных умений и навыков

ТРАДИЦИИ:
Основа КИМов – тесты типа:
«В каком году была Куликовская битва:
А) 1242. Б) 1380.
В) 1480».
= контролируется (в основном) репродукция отдельных знаний

КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой

Слайд 5КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?
ТРАДИЦИЯ:
Пятибалльная система
Деление учеников на отличников, двоечников…
Проверка труда

учителя по «накопляемости» отметок
ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:
«Реально баллов у нас четыре (5,

4, 3, 2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4)».
«Твоя четверка принципиально отличается от его четверки».
«Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит», «Старался больше, а все равно вышло два».
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?ТРАДИЦИЯ:Пятибалльная системаДеление учеников на отличников, двоечников… Проверка труда учителя по «накопляемости» отметокТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:«Реально баллов у

Слайд 6ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТА
по каждому предмету:
Знать/понимать:…
(краткий

перечень)
Уметь:…
(много формулировок конкретных действий)
Использовать в деятельности:…
(много формулировок конкретных действий)
ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ:
В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число», когда изучалась «такая-то тема», но задание могло быть и по пройденной.
«За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?»
«Что именно ему надо доработать?»
ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТА по каждому предмету:Знать/понимать:…(краткий перечень)Уметь:…(много формулировок конкретных действий)Использовать в деятельности:…(много формулировок

Слайд 71-е правило.
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты:
предметные,
метапредметные,
личностные.

1-е правило.  ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?Оцениваем результаты: предметные, метапредметные,личностные.

Слайд 8Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в

диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
Отметка ставится

только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и

Слайд 9Могут ли быть исключения из этого правила?
Можно в конце урока

предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными,

помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут поощряться: им даётся оценка и(или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.
Могут ли быть исключения из этого правила?Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались

Слайд 10Результаты ученика − это действия (умения) по использованию знаний в

ходе решения задач.
Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки

(словесной характеристики),
а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).
Результаты ученика − это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего

Слайд 11 Результаты учителя – это разница между результатами

учеников в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения

(выходная диагностика).
Прирост результатов означает, что учителю удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения (входная диагностика) и

Слайд 122-е правило.
КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе

определяют
оценку и отметку.

2-е правило.   КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Слайд 13На уроке ученик сам
оценивает свой результат выполнения задания по

«Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное

задание.

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку,

Слайд 143-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой,

в чем)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей -

то помощью (кто помогал, в чем)?

Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований к этому алгоритму может быть
добавлен новый шаг.

5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или

Слайд 15Алгоритм самооценки
(вопросы, на которые отвечает ученик)
1-й шаг. Что нужно

было сделать в этом задании (задаче)?

Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат?
Найдено решение, ответ?

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)?

Слайд 16Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к

этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих

успехов и определения своей отметки в баллах.

6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?
– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)

Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для

Слайд 17– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо

нам нужны прежние знания в новой ситуации,

либо нам нужны

новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)

– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)

– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации,

Слайд 187-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8-й

шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты

себе поставишь.
7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи

Слайд 19После уроков за письменные задания оценку и
отметку определяет учитель.
Ученик

имеет право изменить эту оценку и
отметку, если докажет (используя

алгоритм
самооценивания), что она завышена или
занижена.

Учитель имеет право изменить эту отметку, если докажет , что она завышена или занижена.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку,

Слайд 20Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не

готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к

признанию своих ошибок?

1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в

Слайд 21 2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся.

сравнивать цель и результат

Даём детям возможность оценить содержание своей письменной

работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка − обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся.   сравнивать цель и результатДаём детям возможность оценить

Слайд 22 3-й шаг

(примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже

известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
3-й шаг (примерно через месяц).  Устанавливаем порядок оценки

Слайд 23 4-й шаг. Учимся признавать свои

ошибки.
Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания,

в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе

Слайд 245-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Учитель помогает ученикам на

уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то

из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.

6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. Учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем

Слайд 253-е правило.

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

По числу решённых задач.


За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение

конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.
3-е правило.  СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий

Слайд 264-е правило.
ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
В таблицах образовательных

результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле

Слайд 27Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя

.
В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия

(умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

Отметки заносятся в таблицы результатов.
Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя . В них выставляются отметки (баллы) в

Слайд 28ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ по русскому языку 1 класс (конец года)

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ по русскому языку 1 класс (конец года)

Слайд 29 «Портфель достижений ученика» –

это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и

достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают

Слайд 30Портфель личных достижений - средство мониторинга процесса формирования личностных результатов

Портфель личных достижений - средство мониторинга  процесса формирования личностных результатов

Слайд 31 Приёмы самооценивания
Спидометр
Кувшин
Светофор
Градусник
Сигнальные карточки
Смайлы
Оценивание по алгоритму

Приёмы самооценивания СпидометрКувшин СветофорГрадусник Сигнальные карточки СмайлыОценивание по алгоритму…

Слайд 32Приёмы самодиагностики

Приёмы самодиагностики

Слайд 33Приёмы самодиагностики

Приёмы самодиагностики

Слайд 34Приём самодиагностики

Приём самодиагностики

Слайд 35Приём самодиагностики «уничтожитель»
Стартовая диагностика:
список плохих поступков, вредных привычек фиксируется на

бумаге.
Промежуточная диагностика
Итоговая диагностика

Приём самодиагностики «уничтожитель»Стартовая диагностика:список плохих поступков, вредных привычек фиксируется на бумаге.Промежуточная диагностикаИтоговая диагностика

Слайд 36 5-е правило.


КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по желанию,
за тематические проверочные

работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

5-е правило.  КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию,

Слайд 37За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка

ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он

овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен

Слайд 386-е правило.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
По признакам

трёх уровней успешности.

6-е правило.  ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Слайд 39Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что

решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные

знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки − «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные

Слайд 40Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо

действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в

данный момент знаний.
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование

Слайд 41Максимальный уровень (НЕобязательный) − решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи»,

для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо

новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка − «превосходно».
Максимальный уровень (НЕобязательный) − решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не

Слайд 42Особые ситуации при использовании уровней успешности.
Если ученик проболел, изучил материал

самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его

как задание программного уровня.

Необходимо поощрять учеников, стремящихся выполнять задания на максимальном уровне, поддерживать их авторитет, не допускать неоправданной критики в их адрес со стороны других учеников.

Особые ситуации при использовании уровней успешности.Если ученик проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня,

Слайд 437-е правило.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ?
Предметные четвертные

отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая

оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
7-е правило.  КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ? Предметные четвертные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое

Слайд 44НАЧАЛЬНЫЙ уровень
использования системы оценки.
На этом этапе вводятся только

два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на

которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки. На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и

Слайд 45В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную

и не различаемую по уровням фиксацию:
― учитель у себя

в таблице результатов ставит «+»,
― ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: ―

Слайд 46

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно

оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов.
 

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с

Слайд 47СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.
3-е правило (Одна задача –

одна оценка) − используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать

каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки. 3-е правило (Одна задача – одна оценка) − используется полностью. Учитель и

Слайд 484-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») − используется частично.

Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных

работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами.
4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») − используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после

Слайд 49Отметки в таблицы результатов выставляются:
― в 1-м классе в

виде «+» (зачёт, решение задачи),
― в 2−4 классах отметки ставятся

по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
Отметки в таблицы результатов выставляются: ― в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи),― в 2−4

Слайд 50

6-е правило (Уровни успешности) − используется частично. Учитель фиксирует уровни

успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.
6-е правило (Уровни успешности) − используется частично.

Слайд 51 7-е правило

(Итоговые оценки) − используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за

ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.
7-е правило (Итоговые оценки) − используется частично. Учитель определяет

Слайд 52 Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного

времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен

всеми учениками (примерно через 2−3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.
Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот

Слайд 53Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика