Слайд 1ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
В СОВЕТСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Хрущева Светлана Александровна, учитель истории, высшей
квалификационной категории
Слайд 2Советская система обучения и воспитания школьников
Цель: воспитание всесторонне развитой гуманистической
личности, патриота и гражданина, строителя коммунистического общества
Слайд 3
Постановление ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
«О завершении перехода
ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы»
(1972 г.)
Слайд 4
В этой связи перед школой была поставлена задача дальнейшего развития
и совершенствования учебно-воспитательной работы.
Как следствие, выросли требования к учителю как
преподавателю и возросла ответственность педагогов за воспитание и обучение подрастающего поколения.
Слайд 5В основе советской системы воспитания лежали педагогические идеи
А.С. Макаренко
В.А. Сухомлинского
С. Т. Шацкого.
Слайд 6Основная педагогическая идея А.С. Макаренко – воспитание и всестороннее развитие
личности должно быть в коллективе и через коллектив.
В учебно-воспитательном процессе
необходимо формирование единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого будет служить развитию личности и индивидуальности, а отношения между педагогами и детьми строиться на уважении и требовательности между педагогом и воспитанником
Антон Семенович Макаренко
1888 – 1939 гг.
украинский и советский
педагог и писатель
Слайд 7К педагогу А.С. Макаренко предъявлял главное требование – знание своего
дела.
«Вы можете быть с ними (детьми) сухи до последней степени,
требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И, наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, у них (детей) кроме презрения…»
Слайд 8
На практике воплотил свою идею самоуправления школьников.
Главными факторами в
процессе воспитания и обучения являются творчество и самостоятельность, а основная
цель обучения не в приобретении знаний, а в развитии мышления и воспитании ума.
Станислав Тимофеевич Шацкий (1878 – 1934 гг.) советский педагог
Слайд 9Главные цели обучения и воспитания С. Т. Шацкий видел в
соответствии социальному заказу и одновременном учете индивидуальных особенностей личности, формировании
у детей умения объединять усилия для достижения общей цели.
Процесс воспитания видел не в нравственных нотациях, а через организацию жизнедеятельности детей, в воспитании лидерства личности в сообществе школьников. Требования к педагогу.
Педагог обязан уметь учить, оказывать социально благоприятное воздействие на ребенка и владеть методами исследования детей.
Слайд 10
Василий Александрович Сухомлинский
(1918 – 1970 гг.)
украинский советский педагог
«Каждый человек
уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней
юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества» .
Обучение ребенка должно идти через игру. В игре ребенок обучается легко и с интересом
Слайд 11Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка
личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности
перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
Слайд 12Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, которая в первую очередь ориентирована
на ребенка и отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
"Понимать детей
- значит стать на их позиции"
Амонашвили, Шалва Александрович
( 8 марта( 8 марта 1931( 8 марта 1931, Тбилиси )
– советский педагог.
Главная заповедь педагога в воспитании и обучении : "мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть".
Слайд 13Основные установки системы воспитания Ш.А. Амонашвили:
Законы учителя: любить ребенка, понимать
ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение
личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Слайд 14В советской педагогике сложилась своя специфическая система воспитания, организации воспитательной
работы, которая имела свои направления и соответствующие им формы и
методы, учитывавшие специфику и идеологические установки того времени.
Слайд 15Главными факторами в процессе воспитания и обучения в советской системе
ставились творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в
передаче знаний от учителя к ученику, а в развитии мышления, воспитании ума и организации самостоятельной учебной деятельности
Слайд 16В середине 70-х годов ЮНЕСКО причислило нашу школу к тройке
мировых лидеров.
В СССР была создана первоклассная педагогическая наука.
Наши
школьники занимали первые места на предметных олимпиадах.
Выпускники вузов были востребованы во многих странах мира
Слайд 17С началом Перестройки страны началась и перестройка школы и всей
советской педагогической системы.
Перестройка советской системы воспитания началась с обширной критики
и призывов пересмотреть всю систему воспитания и обучения и перенять опыт обучения и воспитания у передовых стран ЗАПАДА.
Слайд 18Традиционную советскую систему образования и воспитания обвиняли:
Советская школа воспитывала лишь
нетворческих объектов-«винтиков», неспособных мыслить теоретически
Занятия в советской школе формируют
человека, обладающего психологией раба.
Советский учитель, не творческая личность, а лишь винтик партии, передаточный механизм классической, во многом уже устаревшей, научной информации.
Слайд 19Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей в период перехода к
новому обществу
Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г.
Программа развития воспитания
в системе образования России на 1999 - 2001 годы
Федеральная программа "Молодежь России" на 2001 - 2005 г
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002 г.)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России 2011 г.
Слайд 20Целью Федеральной целевой программы развития образования на
2011-2015 годы
является обеспечение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного социально ориентированного
развития
Российской Федерации.
Слайд 21 Задачами программы являются:
Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
Развитие системы оценки качества образования и востре́бованности. образовательных услуг.
Слайд 22Основные задачи воспитания школьников по современной концепции – это воспитание:
ПАТРИОТИЗМА
– любви к Родине и своему народу
ЧУВСТВА СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТИ
И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ
УВАЖЕНИЯ К ТРУДУ, ТВОРЧЕСТВУ И СОЗИДАНИЮ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ – служение Отечеству, уважение к закону и правопорядку
ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ к родителям, забота о младших
Слайд 23Образовательно-воспитательный процесс должен быть основан на таких принципах:
Нравственный пример педагога
Социально-педагогическое
партнерство
Индивидуально-личностное развитие
Интегративность программ образовательного процесса
Социальная востребованность образования и воспитания
личности (готовность к жизнедеятельности в современных условиях)