Слайд 1
Технология развития критического мышления учащихся:
Слайд 2КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений,
как следует поступать и во что верить…
это особый вид деятельности
позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
отправная точка для развития творческого мышления
Слайд 3Современные исследователи в области изучения технологии критического мышления
на Западе: Д.Халперн,
К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.
в России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев,
И.В.Муштавинская и др.
Слайд 4Цель образовательной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся(умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.).
Слайд 5Степень развития критического мышления у учащихся имеет три уровня.
Начальный
уровень критического мышления – это слабое представление учащегося о критическом
мышлении, слабые умения оценивать, доказывать свою правоту.
Средний уровень – это умения и навыки мыслительных операций в пределах элементарных суждений, неокрепший опыт доказательства и опровержения, умения оценки и самооценки, понимание критики как мыслительного процесса.
Высокий уровень – устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение видеть свои и чужие недостатки (в поведении, речи, слове, деле и т.д.), умение быстрее других определять ошибки, логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы за и против; терпимость к аргументированной критике в свой адрес и т.д.
Высший уровень сформированности критического мышления означает наличие интегративных мыслительных компетенций на основе синтеза логического, проблемного, критического мышления и умения использовать эти компетенции в практической, профессиональной и социальной деятельности.
Слайд 6Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление
самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и
оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 7В программе РКМ
определение критического мышления
состоит из 6 компонентов
Критический
мыслитель:
Формирует собственное мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит
совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 8Основа технологии – трехфазовая структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 10Стадия «Вызов» позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у
ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к
изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Слайд 11Задачи фазы реализации смысла(«Осмысление») –
(осмысление материала во времени работы над
ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 12Стадия «Осмысление»
Методические приемы:
Модельный урок «Чтение (лекция) со «стопами»
Описание приема:
текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания.
После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка («стоп») и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя.
Слайд 13Кластеры - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными
те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или
иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Слайд 14 Прием «Шесть шляп мышления»
Белая – мыслим цифрами, фактами.
Желтая –
выделение позитивных сторон с аргументами
Черная – выделение негативных сторон, фактов.
Красная
– эмоциональное выражение чувств по поводу содержимого.
Зеленая – творческий подход к содержанию
( как применить данные факты в новой ситуации)
Синяя – философская, обобщающая.
Слайд 15Прием «Фишбоун»
проблема
причины
факты
выводы
Слайд 16Прием «инсерт».
Описание приема: инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается
система маркировки текста, включающая следующие значки:
«V» - отмечается то, что
известно;
«-» - помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
«+» - то, что является интересным и неожиданным;
«?» - то, что вызывает желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Слайд 18Стадия «Осмысление» позволяет ученику
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже
имеющимися знаниями.
Слайд 19Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные
суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно
делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 21 Стадия рефлексии позволяет:
получить целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового
знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения
к изучаемому материалу.
Слайд 23Прием «СИНКВЕЙН»
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая
строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья
строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 24Elfchen – стихотворение из 11 слов
по определённой теме
1 строчка -
одно слово
2 строчка – два слова
3 строчка три слова
4 строчка четыре слова
5 строчка одно слово
z. B. Computer
kluge Maschine
Computer findet die Fehler
Man kann den Text tippen
Wunderbar!
Слайд 25«Лесная дорога» -
за каждым поворотом
открывается что-то новое
«Штурм горной вершины» -
трудно, но интересно
Слайд 26«Туман» -
может быть тут и есть
что-то интересное,
но пока этого
не видно
«Болото» -
неприятно бродить по болоту
Слайд 27«Пустыня» -
каждый день одно и тоже
«По волнам под парусом» -
быстро
и легко.
Пожалуй, даже слишком
легко
Слайд 28
Понравилось
I
I
Не понравилось
«Так себе»
Ваше настроение
I
Слайд 29КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Размышляйте над этим…
Только критически