Слайд 1ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ.
Тема№1
Слайд 2ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Это раздел профилактической медицины, изучающий: Условия среды
обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное
состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка.
Это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием духовных и физических сил.
Это дисциплина которая интегрирует гигиенические нормы и опыт сан.эпид службы применительно к растущему организму с учетом его возможности и потребности на данном этапе онтогенеза
Слайд 3ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Объект изучения гигиены –здоровье детей и подростков,
т.к они длительно находятся в своеобразных условиях среды.
Цель гигиены- обосновать
и разработать санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения ,комплекс оздравительных мероприятий способствующих укреплению здоровья и физического развития детей и подростков.
Задачи- не нарушая естества обусловленные природой растущего организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека ,совершенствовать его функциональные и физческие возможности.
Слайд 4МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Метод естественного гигиенического эксперимента(влияние
естественного освещения на детей)
Метод лабораторных экспериментов (доказательная)(дополнить и уточнить данные
полученные в естественных условиях)
Метод гигиенических наблюдений(позволяет исследовать как среду, так и реакции растущего организма на различные факторы в конкретных условиях)
Санитарно – статистический метод.(данный метод применяют при изучении состояния детей и подростков)
Математические прогнозирования(метод риска)
Слайд 5АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.состояние здоровья и
физического развития детей и подростков.
2.гигиена учебного процесса в детских и
подростковых организациях.
3.Гииеничские основы физического воспитания детей и подростков.
4.Гигиена трудовой деятельности.
5.Санитарное благоустройство детских и подростковых организаций.
Слайд 6СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Снижение смертности.
Улучшение демографических показателей в развитых странах.
Увеличение рождаемости.
Увеличился уровень
заболеваемости (подростки 10%,дети на 18%)
Снизился уровень жизни
Ухудшение психического развития
Увеличение аллергических
патологий.
Снижение инфекционных заболеваний.
Слайд 9ФАКТОРЫ ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
Слайд 10ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1)Это совокупность морфологических и функциональных свойств
организма, характеризующих процесс его роста и развития.
2)Процесс изменения морфологических и
функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития.
*Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояние народа и являются объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отрожая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.
Слайд 11ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ:
Биологического развития
Динамики развития роста
Телосложения
Мышечной силы
Работоспособности
Наличие жировых отложений
Половым
развитием
Двигательным развитием
Вес
Социальные условия
Питание
Окружающая среда
Наследственность
Медико-санитарная помощь
Слайд 13ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 14ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ(ПО АРОН-СЛАВИЦКОЙ)
Проведение исследований в первую половину дня
Исследование точно
выверенного инструментария
Единообразие приемов исследования
Соблюдение антропометрических точек
В благоприятных климатических условиях.
Слайд 15ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ:
1)соматометрические-длина тела,рост,вес,окружность грудной клетки…
2)соматоскопические- состояние кожных покровов и видимых слизистых
оболочек, степень развития подкожно- жировой клетчатки, состояние опорно двигательного аппарата, степнь полового созревания.
3)физиометрия- жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина АД,
4)СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
Слайд 16СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.
Измерение роста:
Деревянный ростомер
Металический антропометр.
Ошибка при измерении роста не должна
привышать 0.5 см
Слайд 17СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА:
Медицинские весы
*взвешивают натощак, без одежды и обуви.
Слайд 18СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД
ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ,ГРУДНОЙ КЛЕТКИ,ПЛЕЧА,БЕДРА ,ГОЛЕНИ.
Стальная рулетка
Сантиметровая лента
****Окружность грудной
клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха.
Слайд 19СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИНАКИ:
Жироотложение:
Толстотный циркуль.
Измерение толщины жировой складки на животе и под
лопаткой.
Средним считают жироотложение при толщине складки то 1 до
2 см.
Слайд 20СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Костяк:
3 типа:
1)тонкий(узкие плечи и грудная клетка, малые размеры кисти
рук)
2)коренастый(широкие плечи и грудная клетка, большие кисти рук)
3)промежуточный
Слайд 21СОМАТОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД
Форма грудной клетки:
1)цилиндрическая(равномерно развита в верхнем и нижнем отделах,
подгрудиный угол округлой формы и по величине приближается к 90
градусам, передняя грудинная линия округлая.)
2)коническая(сужение в верхней части, расширение в нижней , более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним отделом , подгрудинный угол более 90 градусов, передняя грудинная линия сверху прямая, снизу округлая, ребра имеют горизонтальное расположение).
3)плоская (удлиненная и уплощенная грудная клетка, подгрудинный угол сужен,он менее 90 градусов, ребра косо-нисходящие, передняя грудинная линии прямая)
4)смешанная
5)рахитическая
6)бочкообразная
Слайд 22СМАТОСКОПЧЕСКИЙ МЕТОД:
Позвоночник:
1)нормальный
2)лордотический ( малый шейный и резко выраженный поясничный изгиб,
живот выпячен, верхняя часть туловища наклонена назад)
3)кифотический (увеличение шейного и
пояничного изгиба, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед.)
4)сутуловатая(увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены)
5)выпрямленная (сглаживание обоих изгибов)
Номальный позвоночник в сагитале имеет s образную форму.
Шейная и поясничная кривизна обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.
Слайд 23СОМАТОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД
Позвоночник:
К деформациям относится:
Право и левосторонние сколиозы разной степени.
1 степень-
слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток.
2 степень- устойчивое искривление вправо или влево,
наличие компенсаторных мышечных валиков
3 степень -глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.
Слайд 24СОМАТОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД:
Форма ног:
1)нормалная
2)х-образная(вальвусная)
3)о-образная(варусная)
Слайд 25ФОРМА СТОПЫ
ЯРАЛОВ-ЯРАЛЯНЦ(МЕТОД ДВУХ ЛИНИЙ)
Методика:
А.на середине пятки
В. на середине основания большого
пальца
С.межу большим и вторым пальцем
ПРОВОДИМ 2 ЛИНИИ
1.МЕЖДУ А и В
2
МЕЖДУ А и С
Оцениваем :
1.Если две линии не заходят за пределы отпечатка -нормальная стопа
2.Если латеральная линия располагается по краю отпечатка,а медиальная за ее пределами- уплощенная стопа
3.Если две линии располагаются на отпечатке стопы- плоская стопа
Слайд 26МЕТОД ШТРИТТЕРА
Плантография
1)Номальная(сводчатая)(перешеек до 50%)
2)Уплощенная.(перешеек от 50-60%)
3) Плоская стопа(более 60 %)
Слайд 27ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
10-11 лет у мальчиков
Последовательность развитие половых признаков:
1)Изменение
тембра голоса
2)оволосенение лобка
3)увеличение щит.хряща гортани
4)оволосение подмышечных впадин и лица.
9-10 лет
у девочек
Последовательность развития половых признаков:
1)развитие молочных желез
2)оволосение лобка
3)оволосение подмышечных впадин.
4)сановление менструальной функции
Слайд 28ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Жизненная емкость легких:
Водяной спирометр
Газовый спирометр
Слайд 29ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК
Мышечная сила рук:
Ручной динамометр
Становая сила(сила разгибателей спины)
Становой динамометр
Слайд 30ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Частота сердечных сокращений
По пульсу за 1 мин
АД
Аппарат Рива-Роччи
тонометр
Слайд 31КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Нервно психическое состояние
Хронические заболевания
Резистентность
Состояние основных органов
и систем.
Слайд 32МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Генерализирующий
(поперечное сечение популяции)
Это массовые исследования физического развития
больших групп детей в относительно короткий срок
(медосмотр)
Статистическая обработка данных позволяет
определить средние показатели физического развития каждой возрастно_половой группы и средние показатели которые являются возрастными стандартами физического развития.
Индивидуализирующий
(продольное сечение популяции)
Систематическое наблюдение за отдельными людьми в течение длительного времени.
Позволяют выявить особенности роста и развития индивидуума связанные с конкретными условиями жизни ( режим питания, перенесенные заболевания)и изучить скорость соматического развития на протяжении всего периода роста.
Слайд 33МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля
физического развития.
Метод шкал регрессии
Цинтильный метод
Комплексной оценки физического развития
Комплексной оценки состояния
здоровья.
Слайд 35ПО ШКАЛАМ РЕГРЕССИИ
СОСТАВЛЯЮТ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ РЕШЕТКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ
РОСТА
СТОЯ С МАССОЙ ТЕЛА.
РОСТА СТОЯ С ОКРУЖНОСТЬЮ ГРУДНОЙ КЕТКИ.
1)РОСТ
ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2)МАССА И ОГК ОПРЕДЕЛЯЮТ ГОРМОНИЧНОСТЬ.
НИЗКОЕ
НИЖЕ СРЕДНЕГО
СРЕДНЕЕ
ВЫШЕ СРЕДНЕГО
ВЫСОКОЕ
-1 СИГМА ДО +1 СИГМА-ГОРМОНИЧНОЕ
-1 СИГМА ДО -2 СИГМА-
+1 СИГМА ДО +2 СИГМА ДИСГОРМОНИЧНОЕ
-2 СИГМА ДО – 3 СИГМА
+2 СИГМА ДО +3 СИГМА
РЕЗКО ДИЗГОРМОНИЧНО.
Слайд 36КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ