Слайд 1Электронное пособие
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
«Формирование ключевых компетенций в начальной школе»
Учитель:
Бойко Г.А.
Слайд 2Электронное пособие
«Образование заключается не в количестве знаний, а в…
умении
применять их в жизни»
Слайд 3Электронное пособие
Проведен международный контроль уровня подготовки школьников из
31 страны мира. Проверялись умения чтения и восприятия текста, решение
практических задач по математике и естественным наукам.
Слайд 4Электронное пособие
Результаты по всем направлениям исследования PISA
Слайд 5Электронное пособие
Оценка качества образования в международных исследованиях PISA выявила
недостаточную сформированность ключевых компетенций у школьников России
Слайд 6Электронное пособие
Современное общество выдвигают новые требования к результатам и
качеству образования:
выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным самостоятельно
решать жизненные и профессиональные проблемы
Актуальность
Слайд 7Электронное пособие
Но не каждый обучаемый способен самостоятельно добывать знания
и решать жизненноважные задачи, поэтому необходимы ключевые компетенции, цель которых—
помочь ребёнку адаптироваться в социуме.
Слайд 8Электронное пособие
Необходимость формирования ключевых компетенций учащихся определяется следующими нормативными
документами:
Образовательные стандарты 2004 года
Концепция образовательных стандартов II поколения
Концепция модернизации российского
образования до 2010 года
Слайд 9Электронное пособие
Компетенция - круг вопросов, в которых человек хорошо
осведомлен.
Компетентность – это способность делать что-либо хорошо или эффективно.
С.И.Ожегов:
Слайд 10Электронное пособие
Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода
умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях
профессиональной, личной и общественной жизни.
В образовательном процессе должен стать приоритетным
компетентностный подход
Цель компетентностного подхода – создание условий для формирования ключевых компетенций
Слайд 11Электронное пособие
Ключевые компетенции - универсальные способы деятельности, применимые в
различных жизненных ситуациях.
Ключевые компетенции в начальной школе:
Учебно –познавательная
Ценностно- смысловая
Коммуникативная
Информационная
Слайд 12Электронное пособие
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова
Искать
Думать
Сотрудничать
Приниматься за
дело
Адаптироваться
Слайд 13Электронное пособие
Учебно-познавательная компетенция
представляет собой совокупность учебных ситуаций, в
которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения
одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.
Слайд 14Электронное пособие
учебно-познавательные компетенции:
ставить цель, пояснять и достигать
ее;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать
вопросы к наблюдаемым фактам;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
использовать различные методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
Слайд 15Электронное пособие
Компетентности формируются на всех уроках, если:
обучение носит деятельностный
характер;
идет ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответствен-ности ученика
за результаты своей деятельности;
если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
применяются активные методы обучения, современные образовательные технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность
Слайд 16Электронное пособие
Практика
1.С умения задавать вопросы.
С чего начинается любая
мысль?
Слайд 17Электронное пособие
Вспомним, какими могут быть вопросы?
простыми
сложными
уточняющими
оценочными
творческими
интересными
контрольными
обобщающими
учебными
важными
глупыми
второстепенными
…
«Собери корзину»
Слайд 18Электронное пособие
Умение ставить разумные вопросы уже есть важнейший необходимый
признак ума, проницательности.
Лучший способ задать интересный вопрос- перебрать все типы
вопросов.
Слайд 20Электронное пособие
Определим тему и проблему исследования
Слайд 21Электронное пособие
3 уровня реализации «исследовательского обучения»:
1 уровень.
Взрослый ставит
проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит
сам ребенок.
2 уровень.
Взрослый ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно
3 уровень.
Все осуществляется самостоятельно: проблема, поиск методов, разработка решения.
Слайд 22Электронное пособие
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Почему глаголы называют необыкновенной частью
речи?
Слайд 23Электронное пособие
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОГО ВОПРОСА
Что мы знаем о глаголе?
Слайд 24Электронное пособие
С помощью глаголов мы узнаем,
как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски,
как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут «оживить» окружающий нас мир. Без глагола мы не можем выражать свои мысли.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Слайд 25Постоянные признаки
Непостоянные признаки
Проведем исследование «Что мы знаем о глаголе?»
Слайд 26Электронное пособие
Кластер
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными
те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или
иную тему.
Слайд 28
Выкопал, выдержишь, встать, угрожает, шагать, махать, стемнело, хлопать, летят, топнуть,
улыбнуться, стучать, лепили, повернуться, сесть
Продолжим исследование и узнаем
«О чём
нам расскажут глаголы?»
Слайд 29Электронное пособие
Поставьте глаголы в наст. вр., 1л., мн.ч.
(здоровьесберегающая технология)
Встаем
Шагаем
Машем
Хлопаем
Топаем
Улыбаемся
Поворачиваемся
Садимся
Слайд 30Электронное пособие
(пятистишие)
это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк,
используется как дидактический прием на этапе рефлексии,
пишется по определённым правилам.
Синквейн
Формирование
компетенций
на стадии рефлексии
Слайд 31Электронное пособие
Правила написания синквейна
1 строка - тема стихотворения, выраженная
ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2 строка - описание темы
в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3 строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4 строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5 строка - ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Слайд 32Электронное пособие
Синквейн
Глаголы
Важные, ответственные.
Действуют, изменяются, путешествуют.
Помогают выражать свои мысли .
Движение.
Слайд 33Электронное пособие
Город
Пограничный, зеленый.
Стоит, хорошеет, радует.
Я люблю тебя город.
Родина
Слайд 34Электронное пособие
Коллеги!
Дорогие, уважаемые.
Открыли, наблюдали, работали!
Спасибо, что просмотрели презентацию!
Я очень
благодарна Вам!
Друзья!
Синквейн для моих гостей:
Слайд 35Электронное пособие
Советы педагогам:
Не спешите предлагать детям способы решения проблем
Почаще
говорите детям: «Почему?»
Всегда ищите возможность организовать мозговую атаку
Сравнивайте все, что
только можно сравнить
Поощряйте любое творчество детей
Слайд 36Электронное пособие
Спасибо за внимание!
Творческих успехов всем!