Слайд 1Формирование навыков чтения
младших школьников и пути их совершенствования.
Пупина
Светлана Васильевна
учитель начальных классов Гавриловская средняя школа им. Г.
Крысанова
Слайд 2
Современный человек, человек будущего не может
жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший
способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили
Слайд 3
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря
на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни
людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру.
Слайд 4
Как показали исследования многих учёных, из множества факторов
влияющих на успеваемость школьников наиболее значительным является навык чтения. Проблема
становления навыка чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. Eё успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать.
Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама не стоит.
Слайд 5
Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится
к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании
каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.
И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Слайд 6
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребёнок свободно
владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Гуманизация
образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения?
Слайд 7Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу.
В цветочном магазине.
Выдох со
счетом. Обрызгайте белье
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
Слайд 8Отработка дикции.
Работа над скороговорками
- можно выделять цветным мелом в
записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька
с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую, например:
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.
Слайд 9Развитие оперативной памяти.
1. Тает снег.
2. Идет дождь.
3. Небо хмурое.
4. Коля
заболел.
5. Запели птицы.
6. Поле опустело.
- запишите предложения в обратном порядке;
-
запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Слайд 10Интонационная разминка
Формирование трёх умений
· Развивать и придавать своему голосу интонации:
радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые
и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
· Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
· Ставить логическое ударение в предложении.
Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку!
Слайд 11Зафиксируйте взгляд в центре таблицы и найдите все цифры по
порядку нарастания в цифровом ряду
(время выполнения — 25 с).
Таблица
Шульте.
Слайд 13Прочитайте все слова, глядя только на цифру в центре.
Слоговые пирамидки
Слайд 15Злой волшебник нарочно замаскировал слова. Если вы их прочитаете, то
лишите злого волшебника его силы.
«Зашумленные» слова
Слайд 17Найди среди буквенного текста слова. Определи общее понятие для слов
каждого ряда. Какое из них лишнее?
Найди слова
Слайд 18БВОСЛИКРПОСЛОНДГНЛВОЛКУАОКАРАСЬ
ВОРОНАПРСГАЛКАСКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ
ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ
ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС
ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП
ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАРП
Слайд 19Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях
Слайд 20Гроза.
Гроза надвига…. Огромная лиловая ту… медленно выплыва… из-за ле….Сильный ветер
загуд… в выши…. Дере… забушева…. Крупные кап… дож… резко застуча… по листь…,
но вот солн… опять засия…. Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри…
Слайд 21 Сильный ураган перемешал все слова.
Вам предстоит навести порядок
и расставить все по местам, а для этого необходимо назвать
все смешанные слова.
Чтение наложенных друг на друга слов
Слайд 23Прочитайте слова, разделите их на две группы – слова и
псевдослова, то есть бессмысленные буквосочетания.
Отделение слов от псевдослов
Слайд 24слово
псевдослово
ДОРОГА
МЕТРО
ОЛУБЕТ
ВУНКА
ПИШИФОР
СВЕТОФОР
ШИФОНЬЕР
ПОЛОСЕКР
СЕКРЕТАРЬ
Слайд 25Имея слева ряд карточек с началом слов, а справа -
с концом, быстро их сложите так, чтобы получились осмысленные слова.
Складывание слов из половинок
Слайд 26опу
шка
коро
ва
лест
ница
кон
фета
поя
сок
шоко
лад
Слайд 27Мы совершаем путешествие по перевернутому миру. Вам важно быстро научиться
в нем ориентироваться. Прочитайте перевернутый текст.
Чтение перевернутого текста.
Слайд 28У Танюши дел немало. У Танюши много дел. Утром брату
помогала, Он с утра конфеты ел.
Помощница
Слайд 30 Легко дыша в моей тени Меня ты жестом
часто хвалишь, Но буквы переставь мои И целый лес ты
мною свалишь.
липа
пила
Слайд 31Я дерево в родной стране, Найдешь меня в лесах ты
всюду. Но слоги переставь во мне - И воду подавать
я буду.
сосна
насос
Слайд 32Мы всех – и взрослых и детей – В часы
досуга развлекаем. Но если нам приставить букву Т, Мы их
ужасно напугаем.
игры
тигры
Слайд 35
При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс
формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость
внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.
Слайд 36
Чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели, в
конце урока рекомендую отводить несколько минут для самостоятельного замера скорости
чтения. Все ученики читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети видят свои достижения.
Используя описанные приёмы, можно добиться оптимального чтения у своих учеников.
Слайд 37
Спасибо за внимание!
С новым учебным годом!!!