Разделы презентаций


Формирование языковой культуры на уроках русского языка

Содержание

Автор осуществляет речевое действие — создает речевое произведение, а действие читателя или слушателя заключается в восприятии и понимании текста.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование языковой культуры на уроках русского языка.

Формирование языковой культуры на уроках русского языка.

Слайд 2 Автор осуществляет речевое действие — создает речевое произведение, а

действие читателя или слушателя заключается в восприятии и понимании текста.

Автор осуществляет речевое действие — создает речевое произведение, а действие читателя или слушателя заключается в восприятии

Слайд 3Восприятие и понимание текста происходит на трех уровнях:
на первом

— человек, воспринимающий текст, осознает только значения лингвистических единиц,

часто не понимая высказывания в целом;
на втором — слушающий или читающий соотносит смысл текста с какой-либо ситуацией действительности;
на третьем — человек пытается понять замысел автора.

Восприятие и понимание текста происходит на трех уровнях: на первом — человек, воспринимающий текст,  осознает только

Слайд 4В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
Над родником

старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый

корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты
И. Бунин
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий. Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А

Слайд 5Определите значение слов в тексте, используя словари :
родник
голубец
лубочная
иконка
березовый


корец
рабство
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
Над родником

старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты
И. Бунин
Определите значение слов в тексте, используя словари :родник голубец лубочнаяиконкаберезовый корецрабствоВ лесу, в горе, родник, живой и

Слайд 6родник — водный источник, текущий из глубины земли, ключ;
голубец —

деревянный крест с двускатной крышей;
лубочная иконка — дешевое массовое изображение

святых;
березовый корец — ковш для черпанья воды;
рабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина.

родник — водный источник, текущий из глубины земли, ключ;голубец — деревянный крест с двускатной крышей;лубочная иконка —

Слайд 7Опишите художественную картину, которая рисуется в воображении:
Лес, ручей,

над которым возвышается крест с почерневшей от времени иконкой, рядом

лежит берестяной ковш для питья..



В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты
И. Бунин

Затем картина расширяется, и читатель уже видит Россию, всю страну.

Опишите художественную картину, которая рисуется в воображении: Лес, ручей, над которым возвышается крест с почерневшей от времени

Слайд 8Роман «Евгений Онегин»
В тот год осенняя погода


Стояла долго на дворе... (гл. V)

Роман «Евгений Онегин»  В тот год осенняя погода  Стояла долго на дворе... (гл. V)

Слайд 9значение слова погода
значение этого слова во фразеологизме ждать у

моря погоды

значение слова погода значение этого слова во фразеологизме ждать у моря погоды

Слайд 10И. С. Тургенев «Бежин луг»
Был прекрасный июльский день,

один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода

установилась надолго.

И. С. Тургенев «Бежин луг»  Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только

Слайд 11В языке сохранились слова погожий (денек) «хороший»,

распогодилось «установилась хорошая погода», а также слово с противоположным значением

— непогода.

В языке сохранились слова    погожий (денек) «хороший», распогодилось «установилась хорошая погода», а также слово

Слайд 12 Само существительное погода образовано от глагола годить «ждать удобного

времени»

Само существительное погода образовано от глагола годить «ждать удобного времени»

Слайд 13Вспомните значение слова парус.
Бухты изрезали нижний берег,

Все паруса убежали в море...

А. Ахматовой


Здесь под словом парус подразумевается парусная лодка.
Вспомните значение слова парус.  Бухты изрезали нижний берег,   Все паруса убежали в море...

Слайд 14Замените выделенное слово словом лодка и опишите, что изменилось в

увиденной картине.
Бухты изрезали нижний берег,
Все паруса убежали в море...

А. Ахматовой

Учащиеся приходят к выводу, что изменение одного слова в тексте меняет восприятие описываемой картины.
Замените выделенное слово словом лодка и опишите, что изменилось в увиденной картине.Бухты изрезали нижний берег, Все паруса

Слайд 151884 Поленов В.Д. "Лодка.

1884 Поленов В.Д.

Слайд 16 Теперь рассмотрим несколько примеров развития способности конструировать семантические связи

— определять значение слова по контексту и формулировать лингвистические понятия.

Теперь рассмотрим несколько примеров развития способности конструировать семантические связи — определять значение слова по контексту и

Слайд 17Что означает слово тройка ?

Что означает слово тройка ?

Слайд 18Представьте картину
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик

однозвучный
Утомительно гремит.

(А.С.Пушкин)

Представьте картину По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Слайд 20упряжка из трех лошадей.

упряжка из трех лошадей.

Слайд 21 Тройка — 1. Цифра, обозначающая число три — три единицы



2. Оценка, состоящая из трех баллов.

3.Костюм, состоящий из трех вещей.

Тройка —  1. Цифра, обозначающая число три — три единицы

Слайд 224. Упряжка из трех лошадей

4. Упряжка из трех лошадей

Слайд 23 Везде присутствует компонент три. Ученики делают вывод о

том, что перед ними многозначное слово, имеющее общий компонент.

Везде присутствует компонент три. Ученики делают вывод о том, что перед ними многозначное слово, имеющее

Слайд 24 Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут...

(Бунин).

Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Докажите, что перед вами многозначное слово.

Все темней и кудрявей березовый лес  зеленеет;  Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут...

Слайд 251) растение, цветки которого похожи по форме на маленькие колокола;

1) растение, цветки которого похожи по форме на маленькие колокола;

Слайд 26Скачет пристяжная, снегом обдает...
Сонный зимний ветер надо мной поет,

В полусне волнуясь, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно

дрожит.
(А. К. Толстой).

2) маленький колокол.

Скачет пристяжная, снегом обдает... Сонный зимний ветер надо мной поет, В полусне волнуясь, по полю бежит, Вместе

Слайд 27Для развития речевых способностей школьников важно формирование знаний о лексических

и грамматических законах построения речи, а также выработка умения строить

смысловые связи в тексте.
Для развития речевых способностей школьников важно формирование знаний о лексических и грамматических законах построения речи, а также

Слайд 28Отскакивает мгла
от окон школы,
звонят из-за угла
колокола Николы.

И дом мой маскарадный
(двуличья признак!)
под козырек парадной
берет мой

призрак. И. Бродский
Отскакивает мгла от окон школы, звонят из-за угла колокола Николы. И дом мой маскарадный(двуличья признак!) под козырек

Слайд 29Выделите грамматические основы предложений:
отскакивает мгла,
звонят колокола ,
дом берет.



инверсия

Выделите грамматические основы предложений: отскакивает мгла, звонят колокола ,дом берет. инверсия

Слайд 30 Прислушаемся к звукам стихотворения.
Первая часть произведения

наполнена сочетанием звуков [а], [к], [о], [л], мы слышим звон

колоколов, напевность и видим свет, идущий от школы. В душе читателя возникают теплые и светлые чувства.

Отскакивает мгла
от окон школы,
звонят из-за угла
колокола Николы.

Прислушаемся к звукам стихотворения.  Первая часть произведения наполнена сочетанием звуков [а], [к], [о], [л], мы

Слайд 31 Во второй части преобладающими становятся звуки [р], [з],

и мы понимаем, что характер стиха меняется: он становится более

жестким

И дом мой маскарадный
(двуличья признак!)
под козырек парадной
берет мой призрак.

Во второй части преобладающими становятся звуки [р], [з], и мы понимаем, что характер стиха меняется:

Слайд 32 Противопоставление этих двух частей текста, возможно, связано с

несовместимостью между надеждами юности, возвышенными стремлениями и взрослой жизнью человека,

вынужденного подчиняться обстоятельствам, противным его душе, не в силу этого жить двойной жизнью.
Противопоставление этих двух частей текста, возможно, связано с несовместимостью между надеждами юности, возвышенными стремлениями и

Слайд 33 Мы могли убедиться в том, как сложна работа читателя

или слушателя по пониманию высказывания, и нам, учителям, на уроках

русского языка необходимо воспитывать чуткое отношение к слову, внимание к его внешнему и внутреннему облику для того, чтобы сформировать у учащихся нормы общения.
Мы могли убедиться в том, как сложна работа читателя или слушателя по пониманию высказывания, и нам,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика