Слайд 1ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ВЫПОЛНИЛА:
РЯБЕЦ Е.А.
ГРУППА:
ДО №2
Слайд 2ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
ЭФФЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАВНОЙ
МЕРЕ ЗАВИСИТ ОТ ДВУХ ФАКТОРОВ: ОТ СОДЕРЖАНИЯ И ДИНАМИКИ САМОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ И ОТ АКТИВНОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЕМОГО. ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ ВСЕГДА ДЕЙСТВУЮТ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДСТВО ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ. К ЭТИМ ВНУТРЕННИМ УСЛОВИЯМ, НАПРИМЕР, ПРИНЯТО ОТНОСИТЬ ЗАДАТКИ, СПОСОБНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Слайд 3ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МНОГОАСПЕКТНАЯ КАК В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ, ТАК И В
ПРАКТИЧЕСКОМ ПЛАНАХ И КРАЙНЕ ПРОТИВОРЕЧИВА В ПОПЫТКАХ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ –
ЭТО НЕ ПРОСТО УДИВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНАЯ И ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЙ В НЕКОТОРЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ МОЖНО ПРЕНЕБРЕЧЬ, НО И НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, С НЕЙ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО, ВХОДЯ В ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА И ВСТУПАЯ В КОНТАКТ С ДЕТЬМИ, НАЧИНАЯ ЛЮБОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ.
Слайд 4ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД НЕОБХОДИМ В ДВУХ ОТНОШЕНИЯХ:
ВО-ПЕРВЫХ, ОН
ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА;
ВО-ВТОРЫХ, БЕЗ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЛЮБОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ НА НИХ СОВСЕМ НЕ ТО ВЛИЯНИЕ, НА КОТОРОЕ ОНО РАССЧИТАНО.
Слайд 5ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИ ДЕТСКИХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ НА ОСНОВЕ ВЫРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ.
Слайд 6ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА.
ПЕДАГОГУ ВАЖНО ЗНАТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ. ЭТО ПОМОЖЕТ
СФОРМИРОВАТЬ У КАЖДОГО ИЗ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАЙТИ К
НИМ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД. КРОМЕ ТОГО, БЛАГОДАРЯ ПЛАСТИЧНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МОЖНО ВЛИЯТЬ НА ТЕМПЕРАМЕНТ. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ ОТБИРАТЬ ТАКИЕ, КОТОРЫЕ БЫ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАЛИ, ПРЕДОТВРАЩАЛИ ПОЯВЛЕНИЕ СЛАБЫХ СТОРОН ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА И ПОДДЕРЖИВАЛИ СИЛЬНЫЕ ЕГО СТОРОНЫ.
Слайд 7ТЕМПЕРАМЕНТ – ЭТО ТОЛЬКО ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХ ИЛИ
ИНЫХ СВОЙСТВ ПСИХИКИ РЕБЕНКА. РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ВОСПИТАНИЕМ, И ВЕРОЯТНОСТЬ
ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИШЬ ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ВООБЩЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РЕБЕНКА НЕ СООТВЕТСТВУЮТ И ДАЖЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ОСОБЕННОСТЯМ ТЕМПЕРАМЕНТА. ПРИ КРАЙНЕЙ ДИСГАРМОНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕЛО МОЖЕТ ДОЙТИ ДО СЕРЬЕЗНЫХ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ, ПРИВОДЯЩИХ К НЕРВНЫМ СРЫВАМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ, ЛИБО К ТЯЖЕЛЫМ ИСКРИВЛЕНИЯМ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ РЕБЕНКА
Слайд 8СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА СВЯЗАНЫ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СТРУКТУРЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА: ХОЛЕРИК,
САНГВИНИК, ФЛЕГМАТИК, МЕЛАНХОЛИК. ОДНАКО «ЧИСТЫЕ» ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ВСТРЕЧАЮТСЯ ДОВОЛЬНО РЕДКО.
ЧАЩЕ ВСЕГО У ЧЕЛОВЕКА СОЧЕТАЮТСЯ ЧЕРТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ, ХОТЯ ПРЕОБЛАДАЮТ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА КАКОГО-ТО ОДНОГО.
ПРИ ЛЮБОМ ТЕМПЕРАМЕНТЕ ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ:
У САНГВИНИКА – РАСПЫЛЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ;
У ХОЛЕРИКА – НЕСДЕРЖАННОСТИ, РЕЗКОСТИ;
У ФЛЕГМАТИКА – ВЯЛОСТИ, БЕЗУЧАСТНОСТИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ;
У МЕЛАНХОЛИКА – ЗАМКНУТОСТИ, НЕУВЕРЕННОСТИ, ЧРЕЗМЕРНОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.
Слайд 9 СПОСОБЫ УЧЕТА ТЕМПЕРАМЕНТА.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХ УСЛОВИЙ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЕТ РЕБЕНОК В
СИЛУ СВОИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА,
НИВЕЛИРУЮЩИХ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА.
УСИЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СВОЙСТВАХ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСЛАБЛЕНИЕ ДРУГИХ.
ТАКТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА В ДРУГОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СВОЕОБРАЗИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.
ОСОБОЕ МЕСТО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНА ЗАНЯТЬ ТАКТИКА ОПОРЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.
ТАКТИКА ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ, ОЖИДАНИЯ ВОЗМОЖНОГО ПОВЕДЕНЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА РЕБЕНКА НА ЗАНЯТИЯХ И ПРИНЯТИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР.
Слайд 10КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ?
САНГВИНИК
ТАКОМУ РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУП
К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ЗАГРУЖАТЬ ЕГО НЕИНТЕРЕСНОЙ МОНОТОННОЙ РАБОТОЙ.
ОДНАКО СЛЕДУЕТ ПОМОЧЬ ЕМУ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ВЫБРАННОМ ЗАНЯТИИ И ДОВЕСТИ ДЕЛО ДО КОНЦА, ОПИРАЯСЬ НА ТАКОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО САНГВИНИКА, КАК ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. ПРИ ЭТОМ С ТАКИМИ ДЕТЬМИ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫМИ. ЖЕЛАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ ВСЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ И ПЕДАГОГИ ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ ЕДИНОЙ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ.
УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНОК-САНГВИНИК МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО, ОТДАЮЩЕГО ЕМУ МНОГО ВРЕМЕНИ В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ: ПРОСМОТР ДИАФИЛЬМОВ, ЧТЕНИЕ КНИГ, СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ, СОБИРАНИЕ КОНСТРУКТОРА.
Слайд 11МЕЛАНХОЛИК.
ДЛЯ МЕЛАНХОЛИКА САМЫМ ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СПОКОЙНАЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ДОМА.
РЕБЕНКА НАДО ЧАСТО ХВАЛИТЬ, ДЕМОНСТРИРУЯ ВЕРУ В ЕГО СПОСОБНОСТИ. ДАЖЕ
ЕСЛИ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО, НУЖНО УМЕТЬ ВСЕЛИТЬ В РЕБЕНКА УВЕРЕННОСТЬ, ОДОБРЯЯ САМУ ПОПЫТКУ РЕШИТЬ ТУ ИЛИ ИНУЮ ЗАДАЧУ. У МЕЛАНХОЛИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТОЯННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ УСПЕХА ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ САМЫХ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕЛ. НАКОПЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ, ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА-МЕЛАНХОЛИКА, ТАК КАК ОН ДОЛГО ФИКСИРУЕТСЯ НА ЭТОМ И ПЕРЕЖИВАЕТ. ЧАЩЕ ПРОГОВАРИВАЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ, СТАРАЙТЕСЬ ОТВЛЕЧЬ ЕГО ОТ ТРЕВОЖНЫХ МЫСЛЕЙ. В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКУ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МЯГКИЕ, НЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ. УЧИТЕ МЕЛАНХОЛИКА ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР В ПРИВЫЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (С КАКОЙ ИГРУШКОЙ ИГРАТЬ, С КЕМ ГУЛЯТЬ, ЧТО НАДЕВАТЬ И ЕСТЬ И Т. Д.)
Слайд 12ХОЛЕРИК.
ХОЛЕРИКОМ НЕОБХОДИМО МНОГО ТЕРПЕНИЯ И СПОКОЙСТВИЯ. НЕ СЛЕДУЕТ РАЗДРАЖАТЬСЯ ПО
ПОВОДУ «НЕУДОБНОГО» ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ОТ ЭТОГО ОН СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ
НЕУПРАВЛЯЕМЫМ. ЛУЧШЕ СПОКОЙНО ПРИУЧАТЬ ЕГО К ТЕМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГДЕ ТРЕБУЕТСЯ ТЕРПЕНИЕ: ЛЕПКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ И Т. Д. САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЗАНЯТЬ ТАКОГО РЕБЕНКА СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЕГО ИНТЕРЕСАМ ДЕЛОМ. В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ РЕКОМЕНДУЮТСЯ ПОДВИЖНЫЕ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ; ПОЛЕЗНО ПЛАВАНИЕ, ПРЫЖКИ НА БАТУТЕ, РИТМИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ. ТАКОМУ РЕБЕНКУ НУЖНО БОЛЬШОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ПОЛЕЗНЫ ВЫЕЗДЫ НА ПРИРОДУ, ПОХОДЫ. У ТАКОГО РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА. СПОРТ ХОРОШО ДИСЦИПЛИНИРУЕТ ИМЕННО ХОЛЕРИКОВ.
Слайд 13ФЛЕГМАТИК
В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ РЕКОМЕНДУЮТСЯ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ, ЗАНЯТИЯ
МУЗЫКОЙ, ВЫШИВАНИЕМ, ЛЕПКОЙ, РИСОВАНИЕМ. ЧТОБЫ ПОВЕДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ ФЛЕГМАТИКА НЕ
СТАЛИ СТЕРЕОТИПНЫМИ, ДАВАЙТЕ ЕМУ ПОБОЛЬШЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ. НЕ НАДО ДЕЛАТЬ РЕБЕНКА «УДОБНЫМ» ДЛЯ СЕБЯ. В ИГРЕ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА САМОМУ СЕБЕ, ТОРМОШИТЕ, ЗАЖИГАЙТЕ, ЗАИНТЕРЕСОВЫВАЙТЕ. НЕ СТОИТ НАСТОЙЧИВО ВНЕШНЕ ПРОЯВЛЯТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ К РЕБЕНКУ-ФЛЕГМАТИКУ. НАПРОТИВ, КАЖУЩЕЕСЯ РАВНОДУШИЕ ВЗРОСЛОГО БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ НА НЕГО ТАК, ЧТО ОН БУДЕТ СТРЕМИТЬСЯ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СВОЕГО РАВНОДУШИЯ, ЗАВОЕВАНИЮ ЛЮБВИ.
РЕБЕНКУ – ФЛЕГМАТИКУ ЛЕГКО МОЖНО ДОВЕРИТЬ КАКОЕ-ЛИБО ДЕЛО, ТАК КАК ОН ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕНЕН И ДОБРОСОВЕСТЕН.
Слайд 14ВЫВОДЫ:
ПОЗНАКОМИВШИСЬ С ОПИСАНИЕМ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА, МЫ МОЖЕМ ГЛУБЖЕ РАЗОБРАТЬСЯ В
ПРИРОДНЫХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И НАВЕРНЯКА ПОНЯЛИ, ЧТО МНОГОЕ МАЛЫШУ
В ЕГО ПОВЕДЕНИИ МОЖНО ПРОСТИТЬ, ЗНАЯ, ЧТО ЭТО ЕГО ПРИРОДА.
Слайд 15ГЛОССАРИЙ:
HTTP://WWW.PSYLIST.NET/PEDAGOGIKA/00245.HTM
HTTP://NSPORTAL.RU/DETSKIY-SAD/RAZNOE/2012/04/24/KHARAKTERISTIKA-DETEY-S-RAZLICHNYMI-TIPAMI-TEMPERAMENTA-UCHET-SVOYST-0