Разделы презентаций


Презентация по психологии "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ"

Содержание

План1 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ,СУЩНОСТЬ,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ КМетодам исследования.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Слайд 2План
1 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ,
СУЩНОСТЬ,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.


ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К
Методам исследования.

План1 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ,СУЩНОСТЬ,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ КМетодам исследования.

Слайд 3Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Психологическое исследование:  требования к организации и его этапы

Слайд 4 Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических

явлений и их закономерностей.

Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Слайд 5
Этапы психологического исследования

Подготовительный этап

Этап сбора фактических данных

Этап количественной и качественной

обработки

Интерпретация результатов





Этапы психологического исследованияПодготовительный этапЭтап сбора фактических данныхЭтап количественной и качественной обработкиИнтерпретация результатов

Слайд 6 Любое научное исследование, в том числе и психологическое,

должно отвечать ряду строгих требований:

1. Планирование исследования подразумевает разработку

логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований: 1. Планирование

Слайд 7
4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен

обеспечивать их качественную однородность.
5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой,

краткой и однозначной.
6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.5. Инструкция для испытуемых

Слайд 8Классификация методов исследования

Классификация методов исследования

Слайд 9Методами психологии
называют основные приемы и средства познания психических феноменов

и их закономерностей.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Слайд 10Классификация методов
психологического исследования Б.Г. Ананьева

Классификация методов психологического исследования  Б.Г. Ананьева

Слайд 111. Организационные методы
Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и

комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют

различные организационно-исследовательские подходы.

1. Организационные методы  Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего

Слайд 12Сравнительный метод
Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.



Сравнительный метод Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Слайд 13Лонгитюдный метод
Предусматривает многократные обследования одних и тех же

лиц на протяжении длительного времени.

Лонгитюдный метод  Предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Слайд 14Комплексный метод
Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных

наук или с различных точек зрения.

Комплексный метод  Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

Слайд 152. Эмпирические методы
методы, которые связаны с получением новых знаний,

отделение истинных знаний от ложных.

наблюдение
беседа
эксперимент
анкетирование
тестирование
метод анализа процесса и продуктов деятельности


биографический

метод экспертных
оценок









2. Эмпирические методы методы, которые связаны с получением новых знаний, отделение истинных знаний от ложных.наблюдениебеседаэкспериментанкетированиетестированиеметод анализа процесса

Слайд 16Методы обработки данных
К ним относятся количественный (статистический) и качественный

(дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Методы обработки данных К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Слайд 17Интерпретационные методы
В эту группу входят генетический (анализ материала в

плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и

т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Интерпретационные методы В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий,

Слайд 18Характеристика основных эмпирических методов психологии

Характеристика основных эмпирических методов  психологии

Слайд 19Наблюдение
Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в

преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения

их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Наблюдение  Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений

Слайд 20Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:


пантомимика

(осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
мимика (выражение лица, его экспрессивность

и т.д.);
речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);мимика (выражение

Слайд 21поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и

отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения,

позиция в общении и т.д.);
поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);
поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
поведение в основной деятельности (работе).

поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер

Слайд 22Мимика

Мимика

Слайд 23Поведение по отношению к другим

Поведение по отношению к другим

Слайд 24Наличие противоречий в поведении

Наличие противоречий в поведении

Слайд 25Поведенческие проявления отношения к самому себе

Поведенческие проявления отношения к самому себе

Слайд 26Поведение в психологических значимых ситуациях

Поведение в психологических значимых ситуациях

Слайд 27Классификация видов наблюдения
В зависимости от позиции наблюдателя:
открытое – наблюдение, при

котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
скрытое –

наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
Классификация видов наблюдения В зависимости от позиции наблюдателя:открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли

Слайд 282. В зависимости от активности наблюдателя:
пассивное – наблюдение без

какой-либо направленности;
активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый

процесс;
лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях.
естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
2. В зависимости от активности наблюдателя:  пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;активное – наблюдение конкретных феноменов,

Слайд 293. В зависимости от регулярности:
случайное – не запланированное заранее наблюдение,

совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
систематическое – преднамеренное наблюдение,

совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
3. В зависимости от регулярности:случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; систематическое

Слайд 30включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой

группы и изучает ее как бы изнутри; невключенное – наблюдение со

стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.
включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

Слайд 314. По упорядоченности:



случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое

в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
сплошное – постоянное наблюдение за объектом

без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;
4. По упорядоченности: случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;сплошное – постоянное

Слайд 32выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем

по своему усмотрению; систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее

обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.
выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;  систематическое – преднамеренное

Слайд 335. С точки зрения хронологической организации наблюдения:

лонгитюдное – наблюдение в

течение длительного времени;
периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков

времени;
одиночное – описание отдельного случая.
5. С точки зрения хронологической организации наблюдения:лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени; периодическое – наблюдение в

Слайд 34 Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который

представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого

лица.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты

Слайд 35Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:
адекватная передача смысла наблюдаемых

явлений;
точность и образность формулировок;
обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой

наблюдаемое поведение имело место.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;точность и образность формулировок;обязательное описание ситуации (фон,

Слайд 36
Особенности наблюдения

+ Богатство собирательных сведений
+ Сохранение естественности условий деятельности
+

Не обязательно получение предварительного соглашения испытуемых
- Значительные затраты времени вследствие

пассивности наблюдателя
- Субъективность
- Невозможность контролировать ситуации


Особенности  наблюдения+ Богатство собирательных сведений+ Сохранение естественности условий деятельности+ Не обязательно получение предварительного соглашения испытуемых- Значительные

Слайд 37 Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними

психическими процессами, но в то же время наблюдение и за

их внешними проявлениями.
Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время

Слайд 38Эксперимент
метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и

управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и

регистрирует изменения его состояния

Эксперимент  метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на

Слайд 39
Виды экспериментов

В зависимости от условий проведения эксперимента


В зависимости от позиции

экспериментатора в изучении психических явлений
Лабораторный
Формирующий
Констатирующий
Естественный

Виды экспериментовВ зависимости от условий проведения экспериментаВ зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явленийЛабораторный Формирующий Констатирующий

Слайд 40Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Особенности применения лабораторного  и естественного эксперимента

Слайд 41Лабораторный эксперимент

+ Обеспечивается высокая точность результатов
+ Возможны повторные исследования в

аналогичных условиях
+ Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными
-

Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
- Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования

Лабораторный эксперимент+ Обеспечивается высокая точность результатов+ Возможны повторные исследования в аналогичных условиях+ Осуществляется почти полный контроль за

Слайд 42Естественный эксперимент

- Относительная точность результатов
- Исключается проведение повторных исследований в

аналогичных условиях
- Отсутствие полного контроля за всеми переменными
+ Условия деятельности

соответствуют реальности
+ Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований
Естественный эксперимент- Относительная точность результатов- Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях- Отсутствие полного контроля за всеми

Слайд 43Беседа
Вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной)

коммуникации.

Беседа  Вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Слайд 44По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос



Стандартизированный опрос –
характеризуется заранее определенным набором и порядком вопросов
Свободный опрос


по форме приближен к обычной беседе и носит естественный характер



По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос  Стандартизированный опрос –характеризуется заранее определенным набором

Слайд 45Анкетирование
Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого

по специально составленной программе.
Анкета представляет собой опросный лист

с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.
Анкетирование  Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.  Анкета представляет

Слайд 46



Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определение содержания анкеты.


2. Выбор типа вопросов.

Вопросы подразделяются на открытые,
закрытые и

полузакрытые.

Процедура анкетирования предусматривает три этапа:1. Определение содержания анкеты. 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на

Слайд 47Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими

желаниями, как по содержанию, так и по форме.

Закрытые вопросы

предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете.

Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по

Слайд 48Тестирование
Это сбор фактов о психической реальности с использованием

стандартизированных инструментов – тестов.

Тестирование  Это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Слайд 49 Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии

кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и

состояний личности.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной

Слайд 50Выделяют следующие виды тестов:

тест-опросник
тест-задание;
проективный тест




Выделяют следующие виды тестов:

Слайд 51 Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим

основным требованиям:
стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки

выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);
Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры

Слайд 52надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых

при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или

же его эквивалентной формы;
валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;
практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.
надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того

Слайд 53Метод экспертных оценок
Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы

с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Метод экспертных оценок Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой

Слайд 54Метод анализа процесса и продуктов деятельности
Данный метод предполагает

изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей

деятельности.
Метод анализа процесса и продуктов деятельности   Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека,

Слайд 55Биографический метод
Это способ исследования и проектирования жизненного пути

личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка

и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
Биографический метод  Это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика