Слайд 1
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ В
ПСИХОЛОГИИ
Слайд 2План
1 СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ,
СУЩНОСТЬ,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К
Методам исследования.
Слайд 3Психологическое исследование:
требования к организации и его этапы
Слайд 4 Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических
явлений и их закономерностей.
Слайд 5
Этапы психологического исследования
Подготовительный этап
Этап сбора фактических данных
Этап количественной и качественной
обработки
Интерпретация результатов
Слайд 6 Любое научное исследование, в том числе и психологическое,
должно отвечать ряду строгих требований:
1. Планирование исследования подразумевает разработку
логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
Слайд 7
4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен
обеспечивать их качественную однородность.
5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой,
краткой и однозначной.
6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Слайд 8Классификация методов исследования
Слайд 9Методами психологии
называют основные приемы и средства познания психических феноменов
и их закономерностей.
Слайд 10Классификация методов
психологического исследования
Б.Г. Ананьева
Слайд 111. Организационные методы
Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и
комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют
различные организационно-исследовательские подходы.
Слайд 12Сравнительный метод
Предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.
Слайд 13Лонгитюдный метод
Предусматривает многократные обследования одних и тех же
лиц на протяжении длительного времени.
Слайд 14Комплексный метод
Заключается в рассмотрении объекта с позиций различных
наук или с различных точек зрения.
Слайд 152. Эмпирические методы
методы, которые связаны с получением новых знаний,
отделение истинных знаний от ложных.
наблюдение
беседа
эксперимент
анкетирование
тестирование
метод анализа процесса и продуктов деятельности
биографический
метод экспертных
оценок
Слайд 16Методы обработки данных
К ним относятся количественный (статистический) и качественный
(дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
Слайд 17Интерпретационные методы
В эту группу входят генетический (анализ материала в
плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и
т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Слайд 18Характеристика основных эмпирических методов
психологии
Слайд 19Наблюдение
Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в
преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения
их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Слайд 20Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:
пантомимика
(осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
мимика (выражение лица, его экспрессивность
и т.д.);
речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);
Слайд 21поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и
отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения,
позиция в общении и т.д.);
поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);
поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
поведение в основной деятельности (работе).
Слайд 24Наличие противоречий в поведении
Слайд 25Поведенческие проявления отношения к самому себе
Слайд 26Поведение в психологических значимых ситуациях
Слайд 27Классификация видов наблюдения
В зависимости от позиции наблюдателя:
открытое – наблюдение, при
котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
скрытое –
наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
Слайд 282. В зависимости от активности наблюдателя:
пассивное – наблюдение без
какой-либо направленности;
активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый
процесс;
лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях.
естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
Слайд 293. В зависимости от регулярности:
случайное – не запланированное заранее наблюдение,
совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
систематическое – преднамеренное наблюдение,
совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
Слайд 30включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой
группы и изучает ее как бы изнутри;
невключенное – наблюдение со
стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.
Слайд 314. По упорядоченности:
случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое
в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
сплошное – постоянное наблюдение за объектом
без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;
Слайд 32выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем
по своему усмотрению;
систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее
обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.
Слайд 335. С точки зрения хронологической организации наблюдения:
лонгитюдное – наблюдение в
течение длительного времени;
периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков
времени;
одиночное – описание отдельного случая.
Слайд 34 Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который
представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого
лица.
Слайд 35Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:
адекватная передача смысла наблюдаемых
явлений;
точность и образность формулировок;
обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой
наблюдаемое поведение имело место.
Слайд 36
Особенности наблюдения
+ Богатство собирательных сведений
+ Сохранение естественности условий деятельности
+
Не обязательно получение предварительного соглашения испытуемых
- Значительные затраты времени вследствие
пассивности наблюдателя
- Субъективность
- Невозможность контролировать ситуации
Слайд 37 Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними
психическими процессами, но в то же время наблюдение и за
их внешними проявлениями.
Слайд 38Эксперимент
метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и
управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и
регистрирует изменения его состояния
Слайд 39
Виды экспериментов
В зависимости от условий проведения эксперимента
В зависимости от позиции
экспериментатора в изучении психических явлений
Лабораторный
Формирующий
Констатирующий
Естественный
Слайд 40Особенности применения лабораторного
и естественного эксперимента
Слайд 41Лабораторный эксперимент
+ Обеспечивается высокая точность результатов
+ Возможны повторные исследования в
аналогичных условиях
+ Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными
-
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
- Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования
Слайд 42Естественный эксперимент
- Относительная точность результатов
- Исключается проведение повторных исследований в
аналогичных условиях
- Отсутствие полного контроля за всеми переменными
+ Условия деятельности
соответствуют реальности
+ Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований
Слайд 43Беседа
Вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной)
коммуникации.
Слайд 44По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос
Стандартизированный опрос –
характеризуется заранее определенным набором и порядком вопросов
Свободный опрос
–
по форме приближен к обычной беседе и носит естественный характер
Слайд 45Анкетирование
Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого
по специально составленной программе.
Анкета представляет собой опросный лист
с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования.
Слайд 46
Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1. Определение содержания анкеты.
2. Выбор типа вопросов.
Вопросы подразделяются на открытые,
закрытые и
полузакрытые.
Слайд 47Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими
желаниями, как по содержанию, так и по форме.
Закрытые вопросы
предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете.
Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
Слайд 48Тестирование
Это сбор фактов о психической реальности с использованием
стандартизированных инструментов – тестов.
Слайд 49 Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии
кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и
состояний личности.
Слайд 50Выделяют следующие виды тестов:
тест-опросник
тест-задание;
проективный тест
Слайд 51 Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим
основным требованиям:
стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки
выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);
Слайд 52надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых
при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или
же его эквивалентной формы;
валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;
практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.
Слайд 53Метод экспертных оценок
Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы
с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
Слайд 54Метод анализа процесса и продуктов деятельности
Данный метод предполагает
изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей
деятельности.
Слайд 55Биографический метод
Это способ исследования и проектирования жизненного пути
личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка
и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.