Слайд 1Информационная обработка текста. Система работы по подготовке к изложению и
сочинению в основной и старшей школе
Слайд 2 Система работы учителя по подготовке обучающихся 9 класса
к выполнению части 3 (С) по русскому языку
Слайд 3Основные этапы в деятельности учителя по подготовке обучающихся 9 класса
к части С2
1. Анализ требований к выполнению заданий части С2
(Памятка № 2)
2. Выделение основных умений обучающихся при выполнении части С2
3. Определение в понятиях (Памятка № 1)
4. Разведение задания 3 части С2:
- сочинение на лингвистическую тему
- сочинение по фрагменту текста
5. Подбор заданий и упражнений
6. Подбор речевых моделей для оформления сочинения в соответствии требований
Слайд 4Анализ требований к сочинению С2.1/С2.2
С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный
вопрос
Внимательно прочитай задание и рассмотри иллюстрацию диалога героев, докажи позицию
одного из них относительно обсуждаемого в диалоге лингвистического явления.
Что значит «обосновать свое мнение»? Это значит не просто сформулировать собственную позицию, не просто изложить собственные лингвистические знания, но и сделать это развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
Слайд 5Анализ требований к сочинению С2.1/С2.2
С1К2. Наличие примеров-аргументов
Приводимые примеры должны соответствовать
обоснованию функции лингвистического явления (знаков препинания).
Чтобы правильно подобрать примеры,
надо осмыслить суть лингвистического явления, упоминаемого в задании.
Важно правильно включить примеры в текст . Для того, чтобы включение примеров не нарушал требования связности изложения, можно использовать следующие речевые модели:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению текста… (ФИО автора).
Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере… предложения текста.
Пример использования запятой в … функции можно найти в … предложении текста… (ФИО автора).
Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения, в котором автор использует… .
В подтверждении собственных выводов приведу пример из…предложения, прочитанного мною текста.
В … предложении текста… (ФИО автора) используется … .
Рассмотрим…предложение текста … (ФИО автора). В нем использовано… . Это подтверждает наш вывод о том, что… .
Слайд 6Создание сочинения С2.1
Вступление (от своего лица или от имени героя
диалога):
Тезис (о рассматриваемом лингвистическом явлении)
Основная часть:
Доводы и аргументы, которые доказывают
справедливость участников диалога с обязательным приведением примеров из исходного текста
Вывод (заключение).
Слайд 7Сочинение С2.2
С2К1 Понимание смысла фрагмента
Что значит «понять фрагмент» С.И. Ожегов
«1. Способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. 2. ТО
или иное толкование чего-нибудь»
Вывод: понять текст – это значит проникнуть вглубь авторского замысла, растолковать значение текста или его фрагмента
Слайд 8Вопросы для понимания содержания текста
1.О чём говорится в тексте и
указанном фрагменте?
2.Какова общая мысль текста?
3.Какая микротема представлена в данном фрагменте?
4.Как
выделенный фрагмент связан с остальными частями текста?
5.Что хотел передать автор в этом фрагменте?
6.Почему он включил этот фрагмент в текст?
7.Каковы детали, представленные во фрагменте?
8.Каков подтекст фрагмента?
9.Почему автор выбрал именно эти слова и конструкции для выражения смысла?
Слайд 9Основные умения и навыки:
умение понимать чужую речь(осознавать тему и основную
мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованным автором
средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания);
умение продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме или составленное в связи с содержанием исходного текста;
способность этически корректно доказывать правильность понимания авторского текста или назначения языковых средств;
умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;
умение композиционно оформлять текст;
умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Слайд 10Содержание работы пишущего сочинение:
1.Перечитать исходный текст, выделить в нём указанный
в задании фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский
замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора.
Сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста.
Привести два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента.
Подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию.
Приводя примеры из текста, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения;
Надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение.
Следует развивать мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 50 слов.
Слайд 11С2К1 Наличие примеров –аргументов
Задание: объясните, как вы понимаете смысл фразы:
«Он (Гоголь) хотел собрать в душе своей как бы коллекцию
самых красивых пейзажей России. Более того, на основе этих впечатлений он собирался написать географическое сочинение о России, так, «чтобы была слышна связь человека с той почвой, на которой он родился»
Слайд 13
С1К3. С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения:
Коммуникативное намерение
(шьем лоскутное одеяло)
Наличие идеи (красная нить через все сочинение)
Изложение мысли
(создаем единство. Одно вытекает из другого)
Соблюдаем красную строку
Соблюдаем стилевое единство текста
Слайд 14С1К4. С2К4 Композиционная стройность работы (трехчастная композиция)
Слайд 15ФК1 Фактическая точность в сочинении-рассуждении
Фактические ошибки:
- неправильная характеристика языковой
единицы;
- искажение цитат;
- неправильные оценки;
- ошибочные упоминания дат;
- искажение фактов
биографии автора, героя и т.п.
Слайд 16Упражнения для создания сочинения-рассуждения
Перечислите функции знаков препинания. Докажите, что без
них в письменном общении обойтись невозможно.
Назовите функции запятой, двоеточия, тире
и др.
Докажите, что орфографические правила играют важную роль и без их соблюдения письменное общение невозможно.
Докажите, что не освоив словарные слова, нельзя стать грамотным.
Что такое метафора (сравнение, эпитет, гипербола и др.)? Какова роль в тексте?
Слайд 17Упражнения для создания сочинения-рассуждения
Продолжите фразу.
Чтобы правильно ставить знаки препинания в
диктанте, надо не только прислушиваться к интонации читающего, но и…
Развейте
мысль, обоснуйте утверждение: «Человек, который много читает, легче осваивает правописание».
Докажите, что знание состава слова обязательно для грамотного письма.