Слайд 1Теоретические основы деятельности классного руководителя
Подготовила преподаватель «Белгородского педагогического колледжа» Гудыменко
К.Ю.
Слайд 2Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие
созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка;
внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Слайд 3Цель классного руководства:
формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих
общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и
общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ "Об образовании".
Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.
Слайд 4Задачи классного руководства:
Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов коллективной и индивидуальной
деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Слайд 5Основополагающие принципы работы:
гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя -
развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав
и свобод обучающихся;
коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников;
системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;
природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности.
Слайд 6
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание
благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Слайд 7Функции классного руководителя
Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов
с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в
воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Слайд 82. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками
и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса;
- оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Слайд 9Формы работы классного руководителя
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы,
органы самоуправления и др.):
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Слайд 10Слагаемыми профессиональной подготовки являются:
знания и умения по педагогике, детской
и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских
коллективов; педагогической этике;
знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;
организаторские умения и навыки;
коммуникативные способности;
высокая духовная культура.
Слайд 11Слагаемыми профессиональной подготовки являются:
знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени
школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;