Слайд 1Рабочая программа – нормативный документ, который иллюстрирует, как учитель планирует
реализовывать авторскую программу с учетом особенностей ОУ (условий, образовательных потребностей
обучающихся) и требований действующего стандарта
Слайд 2В качестве нормативных документов, лежащих в основе составления рабочих программ,
могут выступать:
ФГОС ООО;
ООП ООО образовательного учреждения, в том числе учебный
план основного общего образования, программа развития универсальных учебных действий;
Федеральный перечень учебников;
а также следующие материалы:
- примерная программа учебного предмета;
- авторская программа учебного предмета.
Слайд 4Структура рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета разрабатывается на
основе действующего федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС), примерной и авторской программы по предмету
для каждого класса или параллели с учётом:
- целей и задач основной образовательной программы соответствующей степени общего образования ОУ;
- требований ФГОС к уровню достижений выпускников соответствующей ступени;
- максимального объёма учебного материала для обучающихся;
- объёма часов учебной нагрузки по учебному предмету, определённого учебным планом ОУ для соответствующей ступени;
- индивидуальных особенностей и познавательных интересов
обучающихся;
- утвержденного в ОУ перечня учебников
Слайд 5Обязательными структурными компонентами Рабочей
программы учебного предмета являются:
титульный лист;
пояснительная записка;
тематический поурочный
план;
планируемые образовательные результаты;
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
лист внесения
изменений в Рабочую программу.
Слайд 6Титульный лист РП должен содержать:
наименование образовательного учреждения в соответствии с
Уставом;
грифы утверждения и согласования в соответствии с принятой в образовательном
учреждении ОУ процедурой утверждения;
наименование учебного предмета с указанием класса (параллели), на который рассчитана Рабочая программа;
Ф.И.О. педагога, разработавшего Рабочую программу;
год составления Рабочей программы.
Слайд 7Пояснительная записка должна отражать информацию:
о нормативных документах и материалах, на
основе которых составлена Рабочая программа, в т.ч. сведения об авторской
программе с указанием ее библиографических данных;
о количестве учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета;
о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе, на которые направлена Рабочая программа; об изменениях, внесенных учителем в авторскую программу по предмету, если таковые имеются, и обосновании их целесообразности;
Слайд 8об используемых формах, методах и средствах оценки образовательных результатов обучающихся
(в т.ч. метапредметных) на различных этапах реализации Рабочей программы: текущий
контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (в соответствии с действующими в образовательном учреждении Положениями, системой оценки достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы основного общего
образования), а также количестве часов на проведение контрольных мероприятий;
о формах, методах и средствах обучения, технологиях, которые учитель планирует использовать при организации учебного
процесса в данном классе с целью реализации системно-
деятельностного подхода, а также количестве часов для проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, исследовательских проектов и т.д.
Слайд 9Тематический поурочный план
Составляется на учебный год и оформляется в виде
таблицы, является обязательной частью рабочей программы.
Поскольку разработка рабочих программ
является компетенцией образовательного учреждения, формат представления тематического плана определяется в школе и должен быть зафиксирован в «Положении о рабочей программе». Однако, при определении формата тематического поурочного плана следует иметь в виду, что он должен обязательно отражать следующие сведения: название раздела (темы) и продолжительность ее изучения, номер урока, тема урока», темы уроков - контрольных работ, уроков – практических (лабораторных) работ и др. видов деятельности обучающихся, планируемые результаты изучения раздела.
В дальнейшем запись названия темы урока в учебном журнале должна полностью совпадать с формулировками тем уроков в тематическом поурочном плане.
Слайд 10Планируемые образовательные результаты обучающихся
Этот обязательный структурный компонент рабочей программы
отражает перечень
требований к личностным, метапредметным,
предметным результатам, на достижение которых она направлена.
Планируемые
результаты реализации рабочей программы в данном классе составляются с учетом требований ФГОС ООО, программы развития универсальных учебных действий, авторской программы.
Метапредметные и личностные образовательных результатов должны быть конкретизированы в виде перечня соответствующих универсальных учебных действий (метапредметные – в виде коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий; личностные – в виде личностных универсальных учебных действий)
Слайд 11Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Компонент должен отражать основную и дополнительную учебную
литературу, другие информационные источники для
обучающихся, которые учитель планирует использовать для
реализации Рабочей программы.
Слайд 12Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компонент должен отражать перечень учебного оборудования и
оборудования для лабораторных, практических
работ, организации проектной и исследовательской деятельности
обучающихся и
так далее, которые учитель планирует использовать при реализации Рабочей программы.
Слайд 13Лист внесения изменений
Должен иметь формат поурочного тематического плана. Он
предусмотрен
для фиксации возможных изменений в Рабочей программе, необходимость в которых
может возникнуть в течение учебного года.
Учитель имеет право вносить изменения в Рабочую программу только на основании приказа руководителя образовательного учреждения или при условии согласования их с завучем по учебно-воспитательной работе.
Слайд 14Процедура утверждения Рабочих программ
Первый этап (указывается срок) – Рабочая
программа проходит экспертизу в методическом объединении учителей (указывается уровень –
муниципальный, школьный).
Второй этап – (указывается срок) – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете, результаты оформляются протоколом;
Третий этап – (указывается срок) – Рабочая программа утверждается руководителем образовательного учреждения.
После утверждения руководителем образовательного
учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. После утверждения Рабочей программы учитель не имеет право вносить в нее изменения без согласования с администрацией образовательного учреждения.
Слайд 15Оформление рабочей программы
Рабочая программа оформляется на бумажном и электронном носителях.
Бумажный вариант оформляется на белой бумаге формата А4. Ширина полей:
левое – 30 мм, правое – 15 мм,
верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм
Гарнитура шрифта основного текста и примечаний – Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 пт, в таблицах – 12 пт, в заголовках таблиц – 12 пт. Начертание – обычное.
Межстрочный интервал в основном тексте и в таблицах – одинарный. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Абзацные отступы в основном тексте – 1,25 см.
Заголовки разделов (частей) печатаются шрифтом полужирного начертания прописными буквами без подчеркивания, а
заголовки подразделов (параграфов и т.д.) – с прописной буквы без подчеркивания.
Нумерация листов осуществляется арабскими цифрами в верхней части листа по центру.