Слайд 1Бухонько Ольга Сергеевна.
Обучение сюжетно – ролевой игре школьников с проблемами
в интеллектуальном развитии.
Внеклассная работа, 5 класс,
Программа :«Коррекция
и развитие». (Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта) С-П «Образование, 1996 г.
Г.Мурманск
Слайд 2 Основные направления
Характеристика игры как деятельности младшего
школьного возраста
Особенности игровой деятельности школьников с нарушением интеллекта
Обучение сюжетно –
ролевой игре школьников с нарушением интеллекта
Слайд 4Компоненты сюжетно – ролевой игры
Целевой
Потребностно – мотивационный
Содержательный
Операционный
Результативный
Слайд 5 Этапы развития игровых действий
Ознакомительные манипуляторные действия
Знакомство с отдельными свойствами
игрушек
Формирование отобразительных предметно – игровых действий
Предпосылки
к возникновению сюжетно –ролевой игры :
Ребенок выделяет роль и обозначает ее словом
Первые сюжетно – ролевые игры – игры ‘’ рядом”
Слайд 6Основной результат игры – радость и удовольствие, полученные от самого
процесса
Высокий уровень сформированности игры:
1. Реальные отношения практически не
проявляются
2. Дети поглощены выполнением определенных ролей
3. Действуют в воображаемой ситуации
Слайд 7Особенности игровой деятельности школьников с нарушением интеллекта
Несформированность целевого компонента
“Запрограммированность” в
раннем детстве
Неполноценность предметной деятельности
Ограниченность жизненного опыта
Неспособность отразить отношения людей в
игре
Слайд 8Действия с предметами – достояние
жизненного опыта ребенка
Задача педагога:
Обобщить опыт действий с предметами, довести до осознания действия до каждого ученика.
Слайд 9 Начальный этап коррекционно - педагогической работы
Игры – упражнения
“ Лови шарик
”
“ Покорми мишку “
“ Покатаем зайчиков”
“ Испечем пироги ”
“ Перевезем игрушки”
“ Поймай рыбку”
“ Куклы пришли в гости”
Задача педагога:
Формировать представление об использовании предметов – орудий в деятельности .
Научить подражать действиям взрослого.
Слайд 10Игрушки – копия реальных предметов
Введение предметов – заместителей в начальный
этап
Использование заученных фраз
Отсутствие выраженных чувств, действий “как будто”, “понарошку”
Эмоциональная депривация
Комплексный подход –
система педагогических
воздействий, способствующих возникновению и развитию
сюжетно- ролевой игры
Слайд 12Компоненты комплексного подхода
Ознакомление детей с окружающим миром
Обучающие игры
Организация предметно
– игровой среды
Общение взрослого во время игры
Взаимосвязь в работе учителя
- дефектолога и воспитателя
Слайд 13Задача педагога – научить моделировать ситуации реального эмоционального общения
Разнообразные игры
– импровизации
Организация предметно – игровой среды ( центр “семья”, “
парикмахерская”, “водоем”, “неживая природа”)
Слайд 15Элементарная изобразительная деятельность
Слайд 20Наблюдения
Дидактические игры
Беседа по картинке
Создание живой картины
Комментированное рисование
Участие родителей
Слайд 21 Приемы обучения игровым действиям
Совместные действия ученика
и взрослого
Выполнение ребенком действий по подражанию
Демонстрация образа действия
Словесная инструкция (
крайне редко)
Слайд 22 Приемы руководства игрой
Прямые
Ролевое участие
в игре
Участие в сговоре
В разъяснении
Совет по ходу игры (предложить
новую тему)
Косвенные
Помощь в решении спорных вопросов
Слайд 23Правильная организация игровой деятельности способствует:
Выходу ребенка из
своего замкнутого мира
Появлению интереса к окружающему миру и деятельности
Потребности в
налаживании контактов с взрослыми и со сверстниками
Способствует психическому и физическому развитию
Слайд 24Литература
«Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии»
под ред. Л.Б.Баряевой, А.П. Зариной, Н.Д.Соколовой,СПб:ЛОИУУ,1996-95с.
Шипицына Л.М. «Обучение общению умственно
отсталого ребенка»учебное пособие.-СПб.,ВЛАДОС