Слайд 1Система патриотического воспитания сельских школьников на основе историко-культурных традиций малой
родины.
Гаврилова И.В.,
замдиректора по воспитательной работе,
МОУ
«Алексейковская СОШ»
Слайд 2Нужна ли система работы по патриотическому воспитанию?
Результаты опроса школьников :
большинство россиян поддерживают либеральные ценности . Основная масса учащихся 5-11
классов указывают на главную жизненную проблему – потребность в деньгах. Если раньше ученики говорили о нравственно-идейных проблемах и стремились «Стать нужными обществу», преданными Родине, приносить пользу окружающим, хотели, чтоб на Земле был мир, то в настоящее время данные вопросы поднимают редко учащиеся 5-7 классов и почти не затрагивают учащиеся 8-11 классов.
Слайд 3Вопросы анкеты:
«Люди в нашем посёлке делятся на…» (Богатых и бедных,
на трудяг и лодырей, на русских и нерусских, на тех,
кто работает и не работает).
«Идеальная профессия должна давать возможность…» (84%
ответили «хорошо зарабатывать» и «хорошо жить», и уже на 2-3 месте были ответы «чтобы профессия нравилась и приносила пользу другим людям» – 16%).
«Чтобы сегодня поступить на хорошую работу , надо…» (61% ответили «хорошо учиться, 23% - иметь хорошие связи и знакомства».)
«Чтобы понравиться другому человеку, нужно…» (65% ответили «быть самим собой»)
«Сегодня отношения между людьми …» (только у 19% - хорошие, 41%- ужасные, примерно 50% - «хочешь жить – умей вертеться». )
ИТОГ – нет гражданской позиции.
Слайд 4Кто такой патриот?
Впервые слово ПАТРИОТ стало употребляться в период Великой
французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и
врагов абсолютизма.
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так : «Любитель Отечества, ревнитель о благе его.»
Толковый словарь русского языка С.Ожегова даёт следующее определение : «Человек, преданный своему Отечеству, своему народу».
Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование : « Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине».
Слайд 5«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а
делом», - В.Г.Белинский.
Академик Д.С. Лихачёв писал : «Я придерживаюсь того
взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт . С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а , созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.»
Слайд 6Цели и задачи патриотического воспитания
Воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России,
людьми, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своего
родного края.
1.1. Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание региональных культурных традиций.
1.2. Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения Тверской области.
1.3. Осознание молодёжью своей причастности к истории России.
1.4. Организация шефской помощи по благоустройству территории у памятника погибшим воинам (с.Сорогожское),
памятника Д.Ильину (д.Застижье).
Слайд 7«В ком нет любви к краю родному, те сердцем нищие
калеки». Т.Шевченко.
Содержание программы:
1-4 классы – наша малая Родина, любовь к
родному краю. (Формирование доброго отношения к сверстникам, родителям, любовь к природе, животным).
5-8 классы – изучение традиций семьи, знание своих корней, фольклора. Любовь к России. (Формирование законопослушного гражданина. Сострадание и милосердие, активное участие и сострадание в беде товарищей, радость за успехи своих друзей).
9-11 классы – Активная гражданская позиция. (Великое могущество совести . Социальная ценность – идея справедливости и гуманизма. Любовь к людям – высшая ценность жизни).
Слайд 8Образовательная деятельность :
Организация уроков по предметам на историко-культурном и краеведческом
материале;
Организация уроков мужества;
Организация заочных обзорных и тематических экскурсий по местам
боевой славы, местам, связанных с именами знаменитых людей;
Разработка социально значимых проектов;
Организация интерактивных музейных часов ( «Аз да буки к мудрости ступеньки», «Моё родное Замоложье», «Герой Чесменской битвы Д. Ильин» ).
Организация литературно-музыкальных композиций по истории школы, края, памятным датам;
Проведение конкурсов поисково-исследовательских работ патриотической направленности;
Проведение викторин, творческих конкурсов патриотического плана.
Слайд 9Поисковая деятельность :
Составление карты – путеводителя по местам боевой славы,
местам, связанным с именами знаменитых земляков, героев.
Создание иллюстрированных каталогов
«Образ Александра Невского в литературе и изобразительном искусстве».
Встречи с ветеранами и участниками войн, с известными краеведами, журналистами, с выпускниками школы.
Традиционные юбилеи школы.
Поисковые экспедиции «Местный фольклор и диалекты», «История Чесменской битвы», «Трудовые будни наших земляков в годы ВОВ» и т.д.
Акция «Завтра была Победа» (сбор фотографий, открыток, писем, других документов, рассказывающих о быте простых людей до , во время и после войны (с 1939 по 1950 годы).
Туристические походы по родному краю.
Переписка с работниками архивов, краеведческих музеев , с военнослужащими , с деятелями культуры и пр.
Слайд 10Культурно-досуговая деятельность:
Организация уголка боевой и трудовой славы ;
Организация выставки семейных
реликвий;
Организация фотоконкурсов о родном крае;
Конкурс патриотической песни среди учащихся;
Смотр строя
и песни среди учащихся;
Конкурс рисунков, посвящённых 240-летию Победы в Чесменском сражении;
Тематические вечера, посвящённые народным и государственным праздникам ;
Просмотр кино- и видеофильмов патриотической тематики с последующим обсуждением;
Участие в творческих конкурсах патриотической направленности.
Слайд 11Общественно полезная трудовая деятельность:
Трудовые десанты к ветеранам войны и труда;
Уход
за памятниками воинам, погибшим на Великой Отечественной войне.
Благоустройство памятника герою
Чесменской битвы Д.Ильину.
Реализация социально значимых проектов: «Зелёный наряд школы»,
Благоустройство территории населённых пунктов.
Изготовление сувениров для ветеранов, пожилых людей, учителей-пенсионеров.
Слайд 12Физкультурно-оздоровительная деятельность:
Занятия в секциях физической культуры и спортивных кружках;
Соревнования на
кубок Д.Ильина;
Велопробег к памятнику павшим воинам в д. Струбно;
Участие в
военно-патриотических играх;
Легкоатлетическая эстафета , приуроченная к памятным датам
Слайд 13Информационно-коммуникационная
деятельность:
Переписка и встречи с представителями законодательной и исполнительной ветвей
власти;
Освещение деятельности МОУ в СМИ;
Шефство над ДИПИ в с. Алексейково;
Сотрудничество
с социальными партнёрами в целях более эффективного решения задач по патриотическому воспитанию.
Создание тематических альбомов и web-страниц «Учителями славится школа, ученики приносят славу ей»;
Слайд 14Организационно-методическая деятельность:
Продвижение практического опыта, наработанного школой по патриотическому воспитанию
: публикации, участие в семинарах по обмену опытом и пр.
Проведение
консультаций по проблемам патриотического воспитания школьников и молодёжи;
Разработка образовательных программ по патриотическому воспитанию.
Слайд 15ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
Моя родословная.
Генеалогическое древо моей семьи.
Все профессии важны, все
профессии нужны».
«Прекрасное рядом».
«Я гражданин России».
«Здоровый образ жизни».
«Школа, в которой я
хотел бы учиться».
«Традиции и обычаи русской семьи»
«Ты и твоё имя».
«Как улучшить экологию села».
«Красная Книга Замоложья».
«Народные промыслы Замоложья»
«Наши земляки. Люди. События. Факты». Районная научно-практическая конференция старшеклассников.
Слайд 16Виды проектов:
Практикоориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта, возможно
использование проекта в своей жизни, жизни класса, школы, города, государства).
Исследовательский
(актуальная тема , задачи исследования, выдвижение гипотезы, с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов».
Информационный (сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории).
Творческий ( максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, спортивные игры, видеофильмы, театрализация )
Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Персональные и групповые.
Слайд 17Формы деятельности в проектах:
Самостоятельная работа с книгой;
Экскурсия;
Исследование;
Фото- и видеозарисовки;
Интервьюирование;
Наблюдение;
Презентация;
Публичное выступление.
Подведение
итогов проводится каждую четверть и в конце года.
Слайд 18
Современный российский исследователь проблем молодёжи С.П.Иваненков :
«Молодёжь –
это не просто будущее, это особым образом организованное и представленное
будущее. Специфичность в том, что оно активно проявляет себя уже в настоящем. И молодым поколением необходимо заниматься прямо сейчас, чтобы «молодой дикарь не уничтожил цивилизацию сегодня».
Слайд 19Постановление :
Использовать патриотическое воспитание как средство развития личности,
её нравственного, познавательного и творческого потенциала.
Организовать патриотическую работу по
всем разделам : образовательная, поисковая, культурно-досуговая, общественно полезная трудовая, физкультурно-оздоровительная, информационно-коммуникационная, организационно-методическая деятельность.
Классным руководителям обеспечить участие школьников во всех мероприятиях в рамках празднования 65-летия Победы, утверждённых РОО.
Использовать уроки краеведения и православной культуры как средство патриотического воспитания.
Формировать у учащихся уважение к историко-культурным традициям родины.
Организовать проектную деятельность учащихся в плане патриотического воспитания.