Слайд 1КЛУБ "Университет для родителей" №1
Тема: "Психология нашей семьи".
Слайд 2Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Она являет собой
персональную среду жизни и развития детей,
качество которой определяется
рядом параметров.
"Семья...ребенок?"
Слайд 3
параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в
жизни общества.
Социально-культурный
Слайд 4
– определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Социально-экономический
Слайд 5– зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни.
Технико-гигиенический
Демографический
- определяется структурой семьи.
Слайд 7Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда решающую
роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Слайд 8Во-первых, физическое и
эмоциональное развитие человека.
В младенчестве и в раннем
детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована
другими институтами социализации.
В детском, младшем школьном и подростковом возрастах
ее влияние остается ведущим,
но перестает быть единственным.
Затем роль этой функции уменьшается.
Слайд 9Во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а
также на отношение детей, подростков, юношей к учебе и во
многом определяет ее успешность.
Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
Слайд 10В- третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными
нормами, особенно определяющими исполнение семейных ролей.
Исследования показывают, что выбор супруга
и характер общения в семье связаны с атмосферой и взаимоотношениями в родительском доме. Родители, которым самим в детстве не удалось успешно решить в семье детские или пубертанные (связанные с половым созреванием) конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
Слайд 11В-четвертых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах
социальных и межэтнических отношений, определяющих его стиль жизни, сферы и
уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Слайд 12В процессе социального развития семья играет большую роль в связи
с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются
на социальных
притязаниях
человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.
Слайд 13Анкетирование родителей "Стили семейного воспитания"
Слайд 15Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то
речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие
принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Слайд 16Авторитарный стиль
(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»)
— все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем
должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Слайд 17Демократический стиль
(в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») —
родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии
с их возрастными возможностями.
Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Слайд 18Попустительский стиль
(в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека»)
— ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов
и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались
Слайд 19Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются для
Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот немало, свои проблемы
в основном ребенку приходиться решать одному, а ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.
Слайд 20Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к
воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку
или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Слайд 21Опекающий стиль
(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно
быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители
бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Слайд 22Самое главное для ребенка— чтобы его любили таким, какой он
есть.
Слайд 23Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок,
во многом зависит от того какое он занимает положение в
семье.
Слайд 24Благополучное,
когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем,
но и он уважает других.
Слайд 25Неблагополучное,
когда он баловень семьи,
а затем
нередко
— деспот
семьи,
либо изгой и растет как сорная трава,
либо он—«квартирант».
Слайд 26Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой:
читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные
советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Дети - свидетели. А может они учатся жить у жизни?
Слайд 28У нас у всех есть возможность выбора.
Но именно от
вас зависит каким вырастет ваш ребенок.