Слайд 1Социально-педагогическая поддержка семьи.
Выполнила Фомина Р.В.
Слайд 2
Семья-малая социальная группа,
основанная на любви,
брачном союзе и родственных
отношениях, объединенная
общностью быта и ведения
хозяйства, правовыми
и нравственными отношениями,
рождением и воспитанием детей.
Слайд 3
Социальный паспорт класса -рабочий документ педагога по накоплению и анализу
количественных и качественных данных по основным направлениям воспитательной работы с
классом.
Слайд 4Социальный паспорт учащегося и его семьи предназначен для накопления и
систематизации материала по индивидуальной работе с родителями и обучающимися.
Слайд 6Социальный статус семей __7 «А»_ класса
Слайд 7Социальный статус семей __7 «А»_ класса
Слайд 8Социальный статус семей __7 «А»_ класса
Слайд 9Жилищные условия __7 «А»__ класса
Жилищные условия семей.
Проживают в коммунальных квартирах
(общежитиях) нет;
В отдельных квартирах 5 семей;
Арендуют жилье нет;
В частных домах
15 семьи.
Слайд 10Образовательный уровень родителей __7 «А»__ класса
2. Образовательный уровень родителей.
Слайд 11Социальный паспорт школы.
Полные семьи – 369 чел.;
Неполные семьи – 106
чел.;
Всего 475 учащихся,844 родителя.
Под опекой – 13 детей;
Полусироты –
32 ребенка;
Матери-одиночки – 19 детей;
В разводе – 81 человек;
Малообеспеченные – 56 детей;
Слайд 12Многодетные – 72 ребенка(из 45 семей);
Переселенцы с Украины – 7
человек;
На учете в ПДН – 3 человека;
На учете в КДН
– 4 человека;
Под присмотром бабушек – 29 чел.;
На внутришкольном учете – 6 чел;
Дети- инвалиды – 5 детей;
Родители- инвалиды – 12 человек;
Освобождены от физ-ры – 7 человек;
В группе риска – 17 человек.
Слайд 13Социальный уровень родителей
Рабочие-420 человек.
Служащие-236человек.
Безработные-128человек.
Предприниматели-39 человек.
Пенсионеры-21человек.
Слайд 14Образовательный уровень родителей.
Высшее образование-163человека.
Среднее специальное-311человек.
Среднее профессиональное-118человек.
Среднее
основное(9кл.)-81человек.
Среднее общее(11кл.)-167человек.
Без образования.-4человека.
Слайд 15Алгоритм изучения семьи.
- структура семьи;
- жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
-
воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный.);
Слайд 16- тип семейного воспитания;
- стиль семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный,
неустойчивый.).
Слайд 17Характер взаимоотношений в семье.
-между взрослыми членами семьи;
- между другими
членами семьи и ребенком;
- позиция ребенка в семье (педагогически оправданная,
«залюбленное детство», «равнодушное детство», «задавленное детство», «загубленное детство».)
Слайд 18Положение ребенка в семье.
- я нужен и любим и люблю
вас тоже;
- я нужен и любим, вы существуете ради меня;
-
я нужен ,но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;
- я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Слайд 19Отношение ребенка к родителям.
- дорожит семейными отношениями;
- родители авторитетны;
- относится
пренебрежительно;
- тяготеет к одному из членов семьи.
Слайд 20Отношение родителей к школе.
- поддерживают тесную связь;
- поддерживают контакты эпизодически;
-
контакты носят случайный характер;
- не контактируют;
- противодействуют воспитанию.
Слайд 21Проблемы семьи, оказывающие негативное воздействие на ребенка
- полное отсутствие родительского
попечения;
- жестокость и любые виды насилия в семье;
- злоупотребление родителями
алкоголем;
- пренебрежение родительскими обязанностями;
Слайд 22- отсутствие средств к существованию;
- родители ведут асоциальный образ жизни;
-
родители отрицательно влияют на поведение ребенка;
- несоответствующие санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые
условия.
Слайд 23- отсутствие взаимопонимания с ребенком;
- приоритет отдается материальному благополучию над
духовной жизнью;
- отсутствие единых требований к ребенку;
- незнание психологических особенностей
ребенка;
- низкий образовательный и культурный уровень родителей;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний;
Слайд 24- отсутствие контроля, безнадзорность, попустительство;
- использование антипедагогических мер воздействия;
- неправильная
оценка ребенка, его идеализация;
- невыполнение рекомендаций педагога;
- неверие в возможности
ребенка и в свои силы;
- делегирование воспитательной функции близким родственникам, своим родителям.
Слайд 25Методы и формы работы с семьей.
- анкетирование, тестирование детей
и родителей;
- посещения на дому;
- беседы;
- консультации детей и родителей;
-
родительские собрания;
- классные часы;
- тренинги, ролевые игры (психолог);
- стенд для родителей;
Слайд 26- социальный патронаж семьи;
- социально- педагогический мониторинг семьи;
-разработка рекомендаций для
родителей по воспитанию и обучению детей;
- обеспечение родителей необходимым печатным
материалом;
- привлечение родителей к работе в классе, школе.
Слайд 27Алгоритм работы педагога с семьей
1-й этап: изучение семьи и осознание
существующих в ней проблем.
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.
3-й
этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни.
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье (если такие были).
5-й этап: изучение особенностей семьи, ее ценностных ориентации и личностных особенностей членов семьи.
Слайд 286-й этап: изучение проблем семьи.
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап:
составление программы работы с семьей.
9-й этап: координационная деятельность со всеми
заинтересованными организациями (образовательное учреждение, дошкольное учреждение, центр занятости, наркологическая служба, органы соц. защиты, КДН, ПДН и т.д.).
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи.
11-й этап: выводы о результатах работы с семьей.
Слайд 29Рекомендации педагогам по работе с семьями.
Четко и ясно определите для
себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья
по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это прежде всего их цели;
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, необязательно контролировать и оценивать каждый шаг;
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели;
Слайд 30Педагог обязан поощрять успехи ,замечать даже незначительные ростки достижений действий
семьи;
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку
и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное;
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей;
Каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать и находить в ребенке добрые черты;
Слайд 31Нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах
семейного воспитания. Такая информация всегда анонимна;
Злоупотребление доверием как подростка, так
и его родителей, может в какой-то момент свести к нулю все ваши усилия;
Если вы ставите диагноз ,помните, что ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.