Разделы презентаций


Мониторинг и системный анализ учебного процесса

Содержание

Мониторинг и системный анализ учебного процесса000МАИнформационно-методическое и программное обеспечение модульного обучения0101

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1




Структурированный конспект
Г. С. Вараксин




Информационно-методическое и программное обеспечение
модульного и

дистанционного обучения

ИКТ
учебного процесса
МОНИТОРИНГ
и системный анализ

Структурированный конспектГ. С. Вараксин Информационно-методическое и программное обеспечение модульного и дистанционного обученияИКТучебного процессаМОНИТОРИНГи системный анализ

Слайд 2
Мониторинг и системный анализ учебного процесса
000
МА

Информационно-методическое и программное обеспечение модульного

обучения
01
01

Мониторинг и системный анализ учебного процесса000МАИнформационно-методическое и программное обеспечение модульного обучения0101

Слайд 3

Введение
02
МА 1

02
Модульное и дистанционное обучение – это

такие инструментальные формы организации учебного процесса, когда учащиеся работают с

учебной программой, составленной из обучающих модулей, в режиме активного самообразования по вариативным образовательным маршрутам. Технологии модульного и дистанционного обучения дают возможность организовать процесс саморазвития и самообучения, регулировать темп обучения и содержание учебного материала. Информационный учебный материал организован в виде четкой иерархической структуры и предоставляется учащимся во всех возможных кодах: графическом, числовом, символическом и словесном. К модульной учебной среде преподаватель может привязать различные образовательные маршруты и пошаговые алгоритмы учебных действий (типовые и индивидуальные).
Навыки самообразования и самостоятельной работы с различными источниками информации являются основой для развития способностей к обучению. Такой учебный процесс построен на самомотивации, является развивающим и формирует у учащегося навыки самоуправления учебной деятельностью. В модульном учебном курсе должна быть организована инструментальная обучающая среда, включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных средств и элементов управления для организации самостоятельных учебных действий. При этом информационное обучающее пространство является посредником между преподавателем и учеником, моделирующим деятельность педагога, что обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации. Навыки управления, которые формируются у учащихся в цикле обучения, являются универсальными и переносятся на другие сферы жизни (управление своим здоровьем, эмоциональным состоянием, временем, денежными потоками, ресурсами, другими людьми и пр.). Эффективность учебного процесса и качество обучения зависят от того, как организован канал обратной связи. Поэтому в модульной учебной среде должны быть предусмотрены инструментальные средства для мониторинга и системного анализа учебных действий. Такие инструменты могут быть построены на печатной основе и в интерактивном варианте на основе использования программы MS Excel.

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

Введение02МА 102   Модульное и дистанционное обучение – это такие инструментальные формы организации учебного процесса, когда

Слайд 4

Мониторинг и самомониторинг учебного процесса
03
МА 2

03
Понятие обратной

связи является фундаментальным в кибернетике. От качества обратной связи зависит

эффективность управления учебным процессом. В обучающем модуле каналы обратной связи могут быть построены в кибернетических системах «ученик – знания» и «преподаватель – учащиеся». Функция обратной связи может быть встроена в электронную рейтинговую таблицу (Excel – учет) и реализована на уровне самоанализа учащегося и внешнего контроля на уровне преподавателя. Учащийся в учебном процессе по программе модульного (дистанционного) курса самостоятельно измеряет объем учебных действий (восприятие и обработка информации, тренировка) и учитывает результаты самоконтроля в рейтинговой таблице. На основе этих записей появляется возможность системного анализа структуры учебных действий. При этом учащиеся учатся использовать канал обратной связи и формируют у себя навыки самоуправления учебным процессом. В рейтинговой таблице также должна быть предусмотрена возможность ввода данных о результатах выполнения контрольных заданий для определения уровня усвоения знаний и умений обучаемых. Это канал обратной связи для преподавателя.
В данном учебном пособии предлагаются три варианта организации канала обратной связи:
упрощенная система самониторинга и самоуправления учебными действиями на основе использования бланка «Контрольный лист – анкета» на печатной основе
более сложный вариант организации обратной связи и исследования образовательного процесса с помощью печатных бланков «Технологическая карта – алгоритм учебный действий», разработанных для каждого фрагмента учебной информации в составе обучающего модуля и выполняющих функции пошаговых инструкций с нормативами выполнения учебных действий.
интерактивный блок управления самостоятельными учебными действиями учащимися, включающий в себя пакет электронных таблиц для мониторинга и системного анализа учебного процесса

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

Мониторинг и самомониторинг учебного процесса03МА 203   Понятие обратной связи является фундаментальным в кибернетике. От качества

Слайд 5

Лестница компетентности (когнитивная схема)
04
МА 21

04
НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
ОСОЗНАННЫЕ ЗНАНИЯ

ОСОЗНАННЫЕ УМЕНИЯ
НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1
2
3
5
4
[ И ] восприятие учебной

информации

[ М ] обработка учебной информации

[ Т ] тренировочные упражнения

[ П ] профессиональная деятельность

КОНТРОЛЬ
УМЕНИЙ

КОНТРОЛЬ
ЗНАНИЙ

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 2. Мониторинг и самомониторинг учебного процесса (стр. 03)

Лестница компетентности (когнитивная схема)04МА 2104НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬОСОЗНАННЫЕ ЗНАНИЯ      ОСОЗНАННЫЕ УМЕНИЯНЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ12354[ И

Слайд 6

Лестница компетентности (дешифровка когнитивной схемы)
05
МА 21

05
Обучение любому

навыку включает в себя пять этапов:
На первом этапе человек

не только не осознает, как что-то сделать, но даже то, что он сам этого не знает (область незнания не осознана и не определена). Не осознавая возможных масштабов знаний, необходимых ему для приобретения конкретных навыков, человек, как правило, бывает излишне самоуверенным.
Переход ко второму этапу происходит после того, как человек получает необходимую начальную информацию для определения и осознания области незнания (увидел, прочитал, услышал). Авантюристичность, присущая первому этапу, по мере его преобразования во второй, незаметно для самого человека превращается в негативное убеждение о непреодолимости этого этапа. Причиной этого является сам факт осознания человеком глубины своего незнания. Именно на этом этапе у человека может быть сформирована потребность в дополнительном обучении. Для формирования потребностей к обучению необходимо преодолеть подобные психологические ограничения. При этом можно вспомнить пословицу; «Глаза боятся, а руки делают». Все начинается с первого шага. Необходимо большие цели разложить на совокупность реально достижимых задач и начинать действовать в соответствии с моделью успеха, управляя учебной деятельностью.
Учебные действия, направленные на усвоение понятий и приобретение новых знаний – это прежде всего обработка исходной учебной информации и построение собственных моделей (конспектирование, структурирование, систематизация, выделение понятий и учебных элементов, поиск дополнительной информации, визуализация, графическое кодирование, проектирование образовательных ресурсов и пр.).
Неоднократно выполняя необходимые учебные действия и упражнения, человек надежно запаковывает учебную информацию в своем сознании и переходит на четвертую ступеньку лестницы компетентности. Для формирования умений необходимо выполнять тренировочные действия на основе выполнения упражнений, практических и лабораторных работ. На этом этапе человек знает, как все это нужно сделать, но на практике вынужден концентрировать на этом все свое внимание. Это происходит потому, что приобретенные им навыки фрагментарны, и не сведены в сознании в единую систему
На пятом этапе после интенсивных тренировочных и практических действий функции управления новым навыком переходят на уровень подсознания, освоенное умение становится привычкой, рефлексом (паттерном) и применяется автоматически (на автопилоте), освободив наше внимание для восприятия новой информации

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 21. Лестница компетентности – схема (стр. 04)

Лестница компетентности (дешифровка когнитивной схемы)05МА 2105   Обучение любому навыку включает в себя пять этапов: На

Слайд 7

Алгоритм самоуправления учебными действиями (когнитивная схема)
06
МА 22
06
САМОАНАЛИЗ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Потребности
Ц

Е Л И
И
М

У Ч Е Б Н Ы Й Р Е З У Л Ь Т А Т

Т

1

2

3

4

2

3

4

П

5

5

1

2

3

4

5

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 2. Мониторинг и самомониторинг учебного процесса (стр. 03)

Алгоритм самоуправления учебными действиями (когнитивная схема)06МА 2206САМОАНАЛИЗУЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯПотребности Ц Е Л И ИМ

Слайд 8

Алгоритм самоуправления учебными действиями (дешифровка когнитивной схемы)
07
МА 22

07

Перед началом обучения рекомендуется провести самоанализ и определить свое

состояние по отношению ко всем фрагментам учебного курса или обучающего модуля (поле «Старт» в левой части контрольного листа). Оценка состояния производится на основе использования понятия: «Лестница компетентности» цифрами 1 - 5
После самодиагностики необходимо определить личные цели с учетом полученной информации (цель – это желаемое новое состояние). Поле «Цель» расположено в правой части контрольного листа. Ввод данных в это поле также производится на основе использования понятия «Лестница компетентности». Поле «Цель» заполняется только в тех строках, по отношению к которым планируется переход на новую, более высокую ступеньку компетентности.
Учащийся организует учебную деятельность в соответствии с поставленными личными целями, используя для этого необходимое учебно-методическое и интерактивное программное обеспечение, указанное в контрольном листе и рекомендуемые алгоритмы учебных действий. Во время выполнения самостоятельных учебных действий требуется вести необходимые сопроводительные записи (метки «+», «✔» или другие) в определенных полях контрольного листа с целью сбора данных для системного анализа учебной деятельности (поля «И», «М», «Т», «П»).
«И» - осознанное чтение (восприятие) учебного материала с пониманием.
«М» - обработка учебой информации с целью усвоения знаний
«Т» - выполнение тренировочных учебных действий для формирования осознанных базовых умений
«П» - применение знаний и умений на практике и в цикле учебного проектирования для формирования навыков и достижения неосознанного уровня компетентности.
Выходные результаты учебного процесса становятся входными при переходе к следующему циклу учебной деятельности. При этом производится корректировка учебных целей.

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 22. Алгоритм самоуправления учебными действиями - схема (стр. 06)

Алгоритм самоуправления учебными действиями (дешифровка когнитивной схемы)07МА 2207    Перед началом обучения рекомендуется провести самоанализ

Слайд 9

Классификатор самостоятельных учебных действий
08
МА 23

08
МА. Мониторинг и системный анализ учебного

процесса (стр. 01)
МА 2. Мониторинг и самомониторинг учебного процесса (стр.

03)
Классификатор самостоятельных учебных действий08МА 2308МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)МА 2. Мониторинг и самомониторинг

Слайд 10

Системный анализ структуры учебных действий
09
МА 231

09
Системный

анализ учебной деятельности производится на основе данных самомониторинга самостоятельных учебных

действий и измерения учебных достижений с учетом классификатора учебных действий, отражающего полный цикл восприятия и усвоения знаний, формирования умений и навыков. На этом этапе используется специальный бланк «Матрица системного анализа» (в печатном или электронном виде). В результате системного анализа учащиеся могут получить следующую информацию:
Фактические данные о структуре и объеме самостоятельных учебных действий
Данные о структуре затрат учебного времени
Рейтинговые данные об учебных достижениях по результатам внешнего контроля
Причинно-следственные связи (учебная деятельность → учебные результаты)
Графическое отображение данных системного анализа в виде графиков, диаграмм
Данные, полученные по результатам системного анализа учебного процесса, необходимы для эффективного управления самостоятельными учебными действиями учащихся и дают возможность преподавателю обеспечить индивидуальный подход к каждому участнику учебного процесса. Возможность системного анализа обеспечивается инструментальной средой педагогического назначения, подготовленной на основе применения пакета прикладных программ MS Office (автор: Вараксин Г. С.) Предлагаемая среда предоставляет возможность проектирования системных учебных ресурсов .в двух вариантах:
Учебно-методический комплекс на печатной основе
Интерактивная модульная учебная гиперсреда

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 23. Классификатор учебных действий (стр. 08)

Системный анализ структуры учебных действий09МА 23109    Системный анализ учебной деятельности производится на основе данных

Слайд 11
Результаты системного анализа учебных действий
10
МА 2311

10
И
М
Т
Самоконтроль и самоанализ структуры

учебных действий
Количество баллов (И_М_Т)
Количество баллов (Ки_Кт)
СЛЕДСТВИЕ
Результат выполнения учебных действий (учебные

достижения)

Внешний контроль знаний и умений
после обучения

Совокупность данных по результатам системного анализа дает возможность получить полную информацию о том, как был организован учебный процесс на уровне учащихся, увидеть причинно-следственные связи между учебными действиями и учебными достижениями, проанализировать структуру учебных действий и фактические затраты учебного времени. Данные системного анализа можно представить в наглядном виде средствами деловой графики. В модульном обучении часть функций мониторинга и системного анализа делегируется учащимся - измерение и самоанализ усилий по выполнению самостоятельных учебных действий: (восприятие и обработка информации, тренировочные упражнения).
Преподаватель организует сплошной, вариативный контроль знаний и умений после изучения модуля (курса)

ПРИЧИНА
Самостоятельные учебные действия (усилия учащегося)

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 231. Системный анализ учебных действий (стр. 09)

Результаты системного анализа учебных действий 10МА 231110ИМТСамоконтроль и самоанализ структуры учебных действийКоличество баллов (И_М_Т)Количество баллов (Ки_Кт)СЛЕДСТВИЕРезультат выполнения

Слайд 12
Системный анализ учебной группы
11
МА 2312

11
Индивидуальные итоговые

данные по каждому участнику учебного процесса преподаватель может обработать и

разделить всех учащихся на четыре группы. Основным критерием для такого разделения может служить сумма баллов, измеренных самим учащимся и отражающих объем самостоятельных учебных действий в отношении к рейтингу, измеряющему уровень учебных достижений и компетентности после изучения модуля в режиме внешнего контроля. Соотношение этих цифр показывает причинно-следственные связи. Учет этих данных дает возможность преподавателю обеспечить индивидуальный подход ко всем учащимся и обеспечить эффективное управление учебным процессом на принципах модульного обучения.. Преподаватель на основе этих данных может обеспечить эффективное управление учебным процессом через электронные образовательные ресурсы, обеспечив при этом индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Функции
инструктора

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 231. Системный анализ учебных действий (стр. 09)

Системный анализ учебной группы11МА 231211    Индивидуальные итоговые данные по каждому участнику учебного процесса преподаватель

Слайд 13

Инструментальные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе

модуля (когнитивная схема)
12
МА 3

12
Обучающий модуль
на печатной основе
Интерактивный обучающий модуль


Блок

управления
учебным процессом

КЛ

МСА_н

МСА_у



ТК

МТК

КЛА

Интерактивный блок управления
учебным процессом

МСА_н

МСА_у



АУД

МТК

МУД

МСА_гр

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

Инструментальные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе модуля (когнитивная схема)12МА 312Обучающий модульна печатной основеИнтерактивный

Слайд 14

Инструментальные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе

модуля (дешифровка схемы)
13
МА 3

13
В данном пособии

предлагается два варианта инструментальных средств для мониторинга и системного анализа учебного процесса в модульном обучении (вариант на печатной основе и интерактивный пакет электронных таблиц). Эти средства входят в состав блока управления обучающего модуля и обеспечивают канал обратной связи в цикле управления самостоятельными учебными действиями учащихся.
В печатной версии обучающего модуля в блок управления встроены вариативные пошаговые инструкции для организации учебной деятельности (маршрутная технологическая карта – МТК, операционные технологические карты для каждой модульной единицы – ТК), необходимые учетные формы для самониторинга (контрольный лист – КЛ) и системного анализа учебного процесса – МСА). Инструментальные средства и учетные формы обеспечивают возможность непрерывного сплошного мониторинга учебного цикла на уровне учащихся и преподавателя в любом учебном классе, не оборудованным вычислительной техникой. Кроме того в состав блока управления включена упрощенная альтернативная система управления учебным процессом через учебную среду, представленная специальным бланком «Контрольный лист – анкета». Этот бланк (см. листы 06, 15 данного пособия) позволяет реализовать принципы модульного обучения и предусматривает для учащихся возможности самодиагностики уровня компетентности перед началом учебного цикла, постановки самостоятельных учебных целей для каждого фрагмента учебной информации, проектирования собственного алгоритма учебных действий на основе полученных данных, организации учебных действий по индивидуальному образовательному маршруту, рефлексивного анализа после изучения материалов модуля.
В интерактивной версии инструментальных средств мониторинга и системного анализа в составе обучающего модуля предусмотрены такие же функции, как и в печатном, раздаточном варианте. Отличие в том, что компьютерные инструменты и учетные формы обеспечивают возможность автоматизации вычислительных операций и графической интерпретации результатов системного анализа средствами деловой графики.

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 3. Инструментальные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе модуля – схема (стр. 12)

Инструментальные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе модуля (дешифровка схемы)13МА 313

Слайд 15

Средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе обучающего

модуля на печатной основе
14
МА 31

14

Блок управления самостоятельными учебными действиями является необходимым и очень важным компонентом модульного учебного курса и разрабатывается после подготовки всех остальных учебно–методических материалов на печатной основе. В состав блока управления могут входить следующие базовые компоненты:
(КЛА) Контрольный лист - анкета
( МТК и ТК ) Вариативные алгоритмы учебных действий (технологические карты)
( КЛ ) Контрольный лист (бланк для организации канала обратной связи)
( МСА ) Матрица системного анализа структуры учебных действий и уровня учебных достижений
Все компоненты в составе блока управления обеспечивают возможность системно организовать учебный цикл в режиме модульного обучения. При этом радикально меняются роли преподавателя и учащихся. Преподаватель берет на себя функции организатора процесса обучения и консультанта по методам самостоятельной работы с источниками информации. Учащиеся становятся активными субъектами в этом процессе, учатся ставить личные учебные цели, анализировать и управлять своими учебными действиями в режиме активного самообразования на основе использования учебно–методических и дидактических раздаточных материалов в составе модульного учебного курса.

Для разработки всех компонентов блока управления предусмотрены специальные бланки и учетные формы. Совокупность средств управления в составе обучающего модуля обеспечивает возможность организации учебного цикла в режиме программированного и модульного обучения. Модульное обучение может быть организовано на основе использования учетной формы КЛА (контрольный лист – анкета), Элементы программированного обучения построены на основе применения пошаговых инструкций (маршрутная и операционные технологические карты). Эти документы регламентируют вариативные образовательные маршруты для организации самостоятельных учебных действий учащихся.

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 3. Инструментальные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе модуля – схема (стр. 12)

Средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе обучающего модуля на печатной основе14МА 3114

Слайд 16

КЛА - контрольный лист - анкета
15
МА 311

15

Контрольный лист - анкета - это универсальная форма

бланка для управления самостоятельными учебными действиями по упрощенной схеме. Такой инструмент выполняет функции системы управления и дает учащемуся возможность оценить свой уровень знаний и умений перед началом обучения (поле «Старт»), сформировать потребности и определить личные учебные цели (поле «Цель»), организовать целенаправленную учебную деятельность, производить фактический учет и непрерывный мониторинг образовательного процесса, с учетом классификатора учебных действий (поля «И», «М», «Т», «П»). В конце учебного цикла этот же бланк позволяет оценить новое состояние и сравнить его с поставленными целями (поле «Результат»). Самооценка уровня знаний и умений на различных этапах учебного процесса производится в соответствии с понятием «Лестница компетентности».

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 31. Средства мониторинга и системного анализа учебного процесса на печатной основе (стр. 14)

КЛА - контрольный лист - анкета15МА 31115      Контрольный лист - анкета -

Слайд 17

МТК – маршрутная технологическая карта
16
МА 312

16

Маршрутная технологическая карта – это гибкий вариативный документ, который

объединяет в систему все компоненты обучающего модуля. Вариативность обеспечивается тем, что инструкции и команды в ячейки таблицы могут вводиться разработчиком разными шрифтами (или разными цветами). Строчки, соответствующие минимальным учебным целям, игнорировать нельзя, эти команды в учебном цикле необходимо выполнять в обязательном порядке. Многие учебные действия, соответствующие второму и третьему уровню усвоения, можно не выполнять – решение принимает сам учащийся на основе данных самодиагностики и системы личных целей. Результаты обучения определяются преподавателем в режиме внешнего контроля. В маршрутной карте учебные действия могут быть подготовлены в виде простых команд или ссылок на операционные технологические карты и другие алгоритмы учебных и лабораторных действий.

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 31. Средства мониторинга и системного анализа учебного процесса на печатной основе (стр. 14)

МТК – маршрутная технологическая карта16МА 31216      Маршрутная технологическая карта – это гибкий

Слайд 18

ТК – операционная технологическая карта
17
МА 313

17
Операционная технологическая

карта - алгоритм учебных действий в форме таблицы, в которую

разработчик учебного курса вводит следующие данные для организации самостоятельных учебных действий для модульной единицы:
Последовательная запись элементарных учебных действий, необходимых для достижения успеха
Ссылки на учебно–методические материалы в составе модульного курса, привязанные к определенным учебным действиям
Записи в соответствующих ячейках таблицы информации о коде учебных действий (с учетом классификатора учебных действий)
Нормирование учебного процесса - определение нормы времени, необходимого для выполнения учебной операции и норматива, который определяет количество баллов за данное учебное действие

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 31. Средства мониторинга и системного анализа учебного процесса на печатной основе (стр. 14)

ТК – операционная технологическая карта17МА 31317   Операционная технологическая карта - алгоритм учебных действий в форме

Слайд 19

КЛ – контрольный лист
18
МА 314

18

Контрольный лист – это специальный бланк для сбора текущей информации

на уровне учащегося о том, как реально протекает учебный процесс. Эта информация необходима для системного анализа и принятия на этой основе корректирующих учебных действий. В контрольном листе предусмотрены поля для ввода следующих записей:
Дата
№ учебного действия и код (в соответствии с ТК)
Учет затрат времени (в режиме самоанализа)
Количество баллов, заработанное в результате выполнения самостоятельных учебных действий (восприятие информации, обработка информации, тренировка) – режим самоанализа
Количество баллов, заработанное на этапе контроля (определяет преподаватель)
Этот вариант бланка контрольного листа, если он заполнен учащимся, дает полную информацию для системного анализа учебного процесса. Системный анализ можно автоматизировать средствами Excel путем организации соответствующих электронных таблиц

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 31. Средства мониторинга и системного анализа учебного процесса на печатной основе (стр. 14)

КЛ – контрольный лист18МА 31418      Контрольный лист – это специальный бланк для

Слайд 20

МСА – матрица системного анализа
19
МА 315
19

Матрица системного анализа – это специальный бланк для итоговой

обработки данных из контрольного листа. После обработки и необходимых вычислительных операций индивидуальную матрицу можно сравнить с матрицей – шаблоном, которая формируется на основе нормативов, заложенных в маршрутной технологической карте (МТК). С учетом реализации принципа вариативности можно подготовить несколько матриц – шаблонов для каждого варианта уровня усвоения. Система инструментальных средств МТК (ТК) – КЛ – МСА дает возможность организовать информационный канал обратной связи и исследовать учебный процесс. Учащиеся и преподаватель получают фактические данные о затратах учебного времени в целом и по видам учебных действий, оценивается объем учебных действий (в баллах) в режиме самоанализа, определяется уровень учебных достижений (в баллах) по результатам контроля. Система полученных данных позволяет определить причинно – следственные связи (учебные действия → учебный результат) и своевременно произвести необходимую коррекцию в учебном цикле.

МСА_Н_maximum

МСА_Н_standart

МСА_Н_minimum
нормативы

МСА_У
Матрица учащегося

Матрица системного анализа (бланк на печатной основе)

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 31. Средства мониторинга и системного анализа учебного процесса на печатной основе (стр. 14)

МСА – матрица системного анализа19МА 31519      Матрица системного анализа – это специальный

Слайд 21

Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса
20
МА 32

20


АУД
МСА_у
МА.

Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)
МА 3. Инструментальные

средства мониторинга и системного анализа учебного процесса в составе модуля – схема (стр. 12)
Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса 20МА 3220АУДМСА_уМА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр.

Слайд 22

Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса (дешифровка)
21
МА 32

21

Базовыми элементами мониторинга и системного анализа учебного процесса

в составе интерактивного блока управления являются две электронные таблицы:
АУД – алгоритм учебных действий
МСА_У – матрица системного анализа (интерактивный бланк для учащихся)
Кроме этого могут быть предусмотрены дополнительные электронные таблицы:
МСА_н – матрицы системного анализа – шаблоны, построенные на основе нормативов, подготовленных преподавателем в электронных таблицах АУД
МСА_гр – матрица системного анализа учебного процесса для группы учащихся
АУД – это семейство интерактивных вариативных пошаговых инструкций, подготовленных преподавателем или учащимися, в которые встроены нормативы выполнения учебных операций и ячейки для ввода данных самомониторинга образовательного процесса.
МСА_у – это электронная таблица для автоматизации функций системного анализа учебного процесса на основе данных самрмрниторинга из таблиц АУД. Матрица системного анализа структурирует всю статистическую информацию, полученную от учащихся в учебном цикле. В этой электронной таблице представлены в виде прямоугольной матрицы с одной стороны иерархическая структура обучающего модуля (совокупность строк таблицы – фрагментов учебной информации), с другой стороны – структура учебных действий в соответствии с классификатором (совокупность полей таблицы с данными о затратах учебного времени и количестве баллов, отражающих объем и сложность учебных действий для каждой модульной единицы)

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 32. Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса – схема (стр. 20)

Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса (дешифровка)21МА 3221   Базовыми элементами мониторинга и системного

Слайд 23

АУД – алгоритм учебных действий (электронная таблица)
22
МА 321

22




МА. Мониторинг и

системный анализ учебного процесса (стр. 01)
МА 32. Интерактивные средства мониторинга

и системного анализа учебного процесса – схема (стр. 20)
АУД – алгоритм учебных действий (электронная таблица)22МА 32122МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)МА 32.

Слайд 24

АУД – алгоритм учебных действий (дешифровка)
23
МА 321

23
Интерактивная

электронная таблица – алгоритм учебных действий является индивидуальным средством управления

самостоятельными учебными действиями и выполняет следующие функции:
определяет индивидуальный образовательный маршрут для изучения фрагмента учебной информации в составе модуля через последовательность простых команд и инструкций (поле «учебные действия»)
дает информацию учащемуся об уровне усвоения и виде учебного действия с учетом классификатора для каждой команды (поля «ЗУН» и «код - ИМТ»)
дает возможность вызвать с помощью мыши учебный ресурс, необходимый для выполнения очередной команды (поле «ЦОРы»). Для этого в ячейках таблицы могут быть размещены кнопки управления или гиперссылки, привязанные к соответствующим ячейкам таблицы
обеспечивает возможность нормирования учебного процесса для каждого учебного действия по двум параметрам – затраты учебного времени и объем учебных действий , выраженный в баллах, которые определяются преподавателем на стадии проектирования учебной среды (поля «нормативы – время, баллы»)
обеспечивает возможность для учащегося ввода данных, отражающих индивидуальный учебный цикл – дата учебного занятия, время начала и окончания учебных действий для каждой команды (строки таблицы), количество баллов, измеренное учащимся в режиме самоанализа с учетом нормативных данных, подготовленных преподавателем (поля «дата», «хронометраж – начало, конец», «баллы»)
Все ячейки электронной таблицы должны быть защищены кроме тех, в которые учащийся может вводить статистическую информацию об учебном процессе (защищенные ячейки имеют желтый цвет, поля для ввода данных самомониторинга – белый цвет)

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 321. АУД – алгоритм учебных действий – схема (стр. 22)

АУД – алгоритм учебных действий (дешифровка)23МА 32123   Интерактивная электронная таблица – алгоритм учебных действий является

Слайд 25

МСАу – индивидуальная матрица системного анализа
24
МА 322

24
Интерактивная

индивидуальная матрица системного анализа учебного процесса – это электронная таблица,

которая связана формулами с другими электронными таблицами – алгоритмами учебных действий, подготовленных для каждой модульной единицы.
Матрица системного анализа автоматически обрабатывает статистические данные из других таблиц в составе модуля (АУД), систематизирует эту информацию и представляет учащимся и преподавателю в структурированном виде, наиболее удобном для принятия решений по коррекции учебного процесса. На основе матрицы системного анализа могут быть построены различные графики, диаграммы средствами визуализации цифровых данных, встроенных в программу MS Excel. Вся таблица должна быть защищена кроме интерактивных ячеек (поля «старт», «цели» и «результат»). Информацию в эти ячейки для каждого фрагмента учебной информации в составе модуля вносит учащийся в начале обучения (поля «старт» и «цели») и в конце обучения (поле «результат»)

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 32. Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса – схема (стр. 20)

МСАу – индивидуальная матрица системного анализа24МА 32224   Интерактивная индивидуальная матрица системного анализа учебного процесса –

Слайд 26

МСАгр – матрица системного анализа (для группы учащихся)
25
МА 323

25

Матрица системного анализа для исследования группы учащихся служит для

автоматической обработки данных, поступающих из индивидуальных матриц – электронных таблиц. Все электронные таблицы, выполняющие функции мониторинга и системного анализа, связаны между собой с помощью формул.

Можно подготовить большое количество различных вариантов электронных таблиц и электронных журналов для мониторинга и системного анализа учебного процесса группы учащихся на основе статистической информации из индивидуальных учетных таблиц. В каждом конкретном случае структура электронной таблицы определяется целями и задачами обработки данных. На этой странице предлагается один из возможных вариантов организации подобной таблицы. В эту матрицу сводятся итоговые цифры по фамилиям участников учебного процесса – количество баллов, заработанных учащимися в цикле самообучения через учебную среду (причина) и количество баллов, определяющих уровень достигнутой компетентности (следствие). В матрицу также поступают данные о предельном (максимально возможном) количестве контрольных баллов, которые определены преподавателем. На основе этой информации электронная таблица автоматически определяет итоговую оценку для каждого учащегося.

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 32. Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса – схема (стр. 20)

МСАгр – матрица системного анализа (для группы учащихся)25МА 32325   Матрица системного анализа для исследования группы

Слайд 27

Рефлексивный анализ учебного процесса
26
МА 4

26
В конце обучения

для рефлексивного анализа рекомендуется написать эссе «ИСТОРИЯ УСПЕХА». «История успеха»

- это текстовый документ, подготовленный в формате программы Word. Чтобы уточнить требования к содержанию этого документа, вашему вниманию предлагается примерный план этого сочинения:
Какие личные цели Вы ставили перед началом изучения курса?
Как Вы считаете, получен ли положительный эффект от учебных занятий, достигнуты ли те цели, которые были поставлены? Почему?
Что не удалось реализовать в учебном процессе? Почему?
Какие проблемы возникали во время учебных занятий. Какие причины этих проблем вы видите? (недостатки учебной программы, дефицит учебного времени, материальное обеспечение, качество преподавания, ваши внутренние ограничения . . .)
Какая часть курса вызвала у вас наибольший интерес?
Что было для вас самым трудным в процессе обучения?
Что вы будете делать с тем учебным материалом, который не поняли на учебных занятиях?
Какие элементы учебного курса Вы можете практически применить в своей жизни? План действий
Что вам больше всего понравилось в системе обучения и в учебной программе?
Что не понравилось в организации учебного процесса? (Что вы не принимаете? С чем вы не согласны? Что вызывает у вас негативные эмоции?)
Ваши предложения по формам и методам обучения (Что вы можете предложить для повышения эффективности и качества обучения? Что необходимо изменить в содержании курса и в образовательной технологии?)

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

Рефлексивный анализ учебного процесса26МА 426   В конце обучения для рефлексивного анализа рекомендуется написать эссе «ИСТОРИЯ

Слайд 28

Бланк для управления учебными действиями «ЦИКЛ УСПЕХА»
27
МА 41

27

Бланк (фрейм) «Цикл успеха» является инструментальным средством для организации самостоятельных

учебных действий в соответствии с современной концепцией самообучения и саморазвития (цикл по Колбу). Этот фрейм обеспечивает возможность извлечения позитивного опыта из любых жизненных и учебных ситуаций.

МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)

МА 4. Рефлексивный анализ учебного процесса (стр. 26)

Бланк для управления учебными действиями «ЦИКЛ УСПЕХА»27МА 4127   Бланк (фрейм) «Цикл успеха» является инструментальным средством

Слайд 29

Бланк рефлексивного анализа учебных курсов (1 – 10 вопросы)
28
МА 42

28

МА.

Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)
МА 4. Рефлексивный

анализ учебного процесса (стр. 26)
Бланк рефлексивного анализа учебных курсов (1 – 10 вопросы)28МА 4228МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр.

Слайд 30

Бланк рефлексивного анализа учебных курсов (11 – 20 вопросы)
29
МА 42

29
МА.

Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)
МА 4. Рефлексивный

анализ учебного процесса (стр. 26)
Бланк рефлексивного анализа учебных курсов (11 – 20 вопросы)29МА 4229МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр.

Слайд 31

Бланк рефлексивного анализа учебных курсов (21 – 30 вопросы)
30
МА 42

30
МА.

Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр. 01)
МА 4. Рефлексивный

анализ учебного процесса (стр. 26)
Бланк рефлексивного анализа учебных курсов (21 – 30 вопросы)30МА 4230МА. Мониторинг и системный анализ учебного процесса (стр.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика