Слайд 1Влияние игровой терапии на всестороннее развитие детей
дошкольного возраста
Игры имеют большое значение в психическом развитии детей, развивая
произвольное внимание, память, воображение, творчество. Одним из направлений является игротерапия – это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.
В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми.
Слайд 2Игровая психотерапия поможет справится с такими проблемами вашего ребенка, как:
повышенная
агрессия,
тревожность,
страхи,
низкая самооценка,
боязнью неудач,
проблемы с учебой,
проблемы
во взаимоотношениях со сверстниками,
излишнее эмоциональное напряжение,
переживания, связанные с разводом родителей и прочие причины.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много - это игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, музыко-, агро-, кристаллотерапия, фитотерапия, хромотерапия, литотерапия и другие. Но мы рассмотрим некоторые методы, которые уже используются и видна их эффективность.
Слайд 3Су-джок терапия является национальным корейским методом одной из разновидностей акупунктуры.
В основу этого терапевтического метода положено благоприятное лечебное воздействие на
биологически активные точки, которые находятся на кистях рук и стопах ног. Этим объясняется название данного уникального метода лечения, поскольку «су» – это кисть, «джок» – стопа.
В настоящее время наибольшее распространение получила су-джок терапия для детей, направленная на коррекцию речевых нарушений. Данный метод терапевтического воздействия успешно устраняет заикание, развивает мелкую моторику пальцев рук, прекрасно сочетается с массажем, используемым при дизартрических расстройствах, способствует общему укреплению организма ребенка. Коррекционные приемы детских врачей-логопедов позволяют эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу развития ребенка.
Как правило, при использовании данного метода терапии ставятся следующие задачи: правильное воздействие на биологически активные точки; стимуляция зоны коры головного мозга ребенка, ответственной за речь; повышение качества знаний родителей и педагогов в вопросах нетрадиционного лечения речевых нарушений у детей.
В педиатрии уникальный метод су-джок терапии применяется для коррекции различных нарушений функционирования органов пищеварения, дыхания, кровообращения. С его помощью эффективно лечат детское заикание, другие поведенческие патологии у детей. Удивительно, что данный метод нетрадиционного лечения дает возможность воздействовать практически на любой орган, даже самый недоступный сустав. Причем вполне можно самостоятельно освоить су-джок терапию. Даже при ее неправильном применении организму ребенка не будет причинен какой-либо серьезный вред. Неправильные действия не принесут никакого результата. Су-джок просто не сработает.
Су джок терапия
Слайд 5 Цветотерапия – наука, изучающая
свойства цвета. Она основана на использовании организмом разных цветов в
определенном балансе. Когда баланс нарушается, организм заболевает.
Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».
Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.
Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Цветотерапия
цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли,
понижает аппетит. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет –
цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.
Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определённых цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.
Знание «азбуки цвета» - «лекарство» для внутреннего потенциала и развития внутренних ресурсов человека.
Слайд 7Фитотерапия
Несмотря на бурный расцвет
химии, появление новых высокоэффективных лекарств, в последнее время наблюдается возврат
к древним методам народной медицины, накопившей бесценный опыт по восстановлению здоровья человека и проверенный годами. Одним из таких методов является фитотерапия. Эффективность траволечения несколько не уступает другим методам терапии. В условиях детского дошкольного учреждения персонал имеет все возможности для широкого использования фитотерапевтических методов профилактики, реабилитации и лечения своих воспитанников. Фитотерапия применяется при заболевании всех органов, систем человека, а также может применяться и как профилактическое средство и может выступать как одно из средств повышения физической активности человека.
Существуют травы, растения, обладающие витаминным комплексом, что, конечно, благотворно влияет на самочувствие.
Слайд 8Дельфинотерапия
Дельфинотерапия - метод медико-психологической реабилитации
и коррекции детей, страдающих всевозможными нарушениями в развитии.
В результате сеансов дельфинотерапии у ребенка:
— улучшается координация движений
— повышается скорость освоения новых моторных навыков, стабилизируется настроение;
— повышается уровень самооценки;
— развивается коммуникативная сфера;
— идет ускоренный процесс освоения новых знаний и развития мышления.
Дельфин в процессе сеанса становится настоящим другом для ребенка. Именно тесный контакт и взаимодействие с ним, является отправной точкой всех дальнейших изменений. Дельфин вовлекает ребенка в игровой процесс, привлекает внимание к себе и требует ответных реакций от партнера по игре.
Для детей, имеющих проблемы с развитием моторных навыков и познавательных процессов игра с дельфином является стимулом развития и овладения новыми действиями.
Слайд 9Иппотерапия
Иппотерапия – лечение с помощью лошадей, общения с ними.
Иппотерапия
способствует активизации познавательной сферы и психики ребенка. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать познавательность действий при езде активизируют психические процессы. Происходит развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации; расширяется представление ребенка о животных, об окружающей природе и о его собственном месте в окружающем мире. За счет этого во время занятий отчетливо повышается способность больных детей к обучению, усвоению новых навыков и сведений.
Общаясь с лошадью, ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд. Развиваются механизмы эмоционально-личностной регуляции; пациент получает возможность превозмочь свой страх, достичь успеха, одержать путь небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолевать трудности. Ведь у инвалидов, изолированных обычно в четырех стенах своих квартир, такого чрезвычайного для развития личности опыта в повседневной жизни ничтожно мало.
Слайд 10Литотерапия
Литотерапия – наука о правилах лечения камнями и минералами. Камни
бывают полезны не только для лечения заболеваний, но и при
соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.
Литотерапия обладает особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.
Камни – источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений может оказать положительное влияние на организм. Присутствие биологически активных минералов в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем. Таким образом, окружение из камней (будь - то дизайн группы, помещений, изготовление атрибутов и различных поделок, ношение амулетов) вполне могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям, и поэтому использование камней и минералов в дошкольных учреждениях благотворно будет влиять на воспитанников и весь персонал.
.
Слайд 11 Ароматерапия – это наука
о воздействии на человека запахов вытяжек из растений. К тому
же ароматерапия приносит гармонию, повышает защитные функции организма, лечит некоторые заболевания. Считается, что ароматерапия благотворно влияет на детский организм, так как дети способны тонко чувствовать и реагировать на воздействие ароматов эфирных масел.
Ароматерапию активно применяют в детских садах для укрепления иммунной системы детей во избежание возникновения у них частых простуд и инфекций. Известно, что распыление соснового, кедрового, елового ароматов помогает справиться с инфекциями. Точно так же можно пользоваться этими ароматами и в детской комнате своего ребенка. Но эфирные масла можно использовать не только для борьбы с инфекциями, существуют также ароматы, способствующие поддержанию хорошего настроения и улучшению качества сна.
Ароматерапия
Слайд 12 Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20
–30 минут. Курс ароматерапии (от 10 до 20 сеансов)
предназначен для ослабленных, угнетённых или, наоборот, перевозбуждённых детей.
В 1939 году физиолог Д. И. Шатенштейн впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.
Так, например, ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на вегетативную нервную систему. Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты.
Слайд 13Арттерапия
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение)
представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.
Арттерапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии. Этот вид терапии сейчас получает широкое распространение и является очень модным направлением.
Понятие «арттерапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества. В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений: 1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; 2) как комплекс арттерапевтических методик; 3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики; 4) как метод.
Арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами
Слайд 14
В настоящее время арттерапия в широком
понимании включает в себя:
изотерапию (лечебное воздействие
средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и др.),
библиотерапию (лечебное воздействие чтением),
иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию) ,
музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) ,
вокалотерапию ( лечение пением),
кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями).
Слайд 15Сказкотерапия
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о
мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в
уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Слайд 16Песочная терапия
Игра с песком как консультативная методика была описана английским
педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.
Игры
с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Для организации песочной терапии необходимо следующее оборудование: водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок, коллекция миниатюрных фигурок.
Слайд 17Связь песочной терапии со
сказкотерапией
Песочная терапия рассматривается в контексте сказкотерапии:
во – первых, как среда для создания сказок и мифов. В песочнице происходит таинство мифотворчества и сказкотворчества;
во – вторых, песочница рассматривается как посредник в установлении контакта с клиентом;
в – третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребёнок чувствует себя настоящим волшебником;
в – четвёртых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника»;
в – пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие;
в – шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого;
в – седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ролью волшебника, позволяет не только перенести в песочницу своё эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения.
Слайд 18Заключение
Игровая терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных формах.
На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активной
и пассивной игровой терапии.
Игровая деятельность, как средство обучения, может быть включена в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).