Слайд 1КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Кривошеева Ю.Н.
педагог-психолог
Слайд 2Слово «мотивация» от лат. глагола «movere» - двигать.
Мотивированным человеком
будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи,
легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
(В.А.Сухомлинский)
«МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ… ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТОМ, К ЧЕМУ ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫМ».
(А.Маслоу)
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Слайд 3
Характеристика мотивации учения школьников
(по Н.В.Немовой профессор Академии повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва)
Возраст
Характеристика мотивации
Дошкольники
Потребность в новых впечатлениях.
Потребность в учении как новой деятельности .
Потребность заслужить похвалу взрослых.
Потребность стать лучшим , стать отличником.
Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает
познавательную мотивацию).
Престижная мотивация – желание получить высокую отметку,
возрастает к 3-4 классу.
Мотив избегания санкций , то есть наказания.
Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся).
Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная.
Мотивация неустойчивая , нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного
намерения.
Слайд 4
Средняя школа
Стойкий интерес к определенному предмету .
Мотив избегания неудачи .
Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
Познавательный интерес только у высокомотивированных .
Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Слайд 5
Старшая школа
Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных
заведениях.
Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Слайд 6Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (законные представители), учителя
и другие работники ОУ.
Слайд 7КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
И УЧИТЕЛЯ ОУ
Принципы формирования мотивации учения школьников:
1. При формировании мотивации необходимо ориентироваться на перспективы, резервы, задачи
развития мотивации учения в каждом конкретном возрасте.
2. Для мобилизации резервов мотивации организовывается включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную) и виды общественных взаимодействий его с другими людьми (учителем, сверстниками).
3. В ходе осуществления различных видов деятельности и социальных контактов у школьников возникают новые качества психического развития.
Слайд 8 Для мотивации учащихся важную роль играет личность классного
руководителя. Его облик, манера общения, отношения к детям – все
это влияет на отношение детей не только к учителю и его занятиям, но и к школе и учению в целом.
В процессе учебно-воспитательного процесса на формирование мотивации влияет и представление различных проектов, работ, которые созданы на основе достижений какой-либо отрасли знаний. Это воодушевляет учащихся, создает то положительное эмоциональное переживание, с помощью которого можно воспитать подлинный интерес к предмету.
Слайд 9Классному руководителю рекомендуется следующее:
1.Оживлять внеклассную работу элементами занимательности с учетом
поставленной на занятии задачи;
Использование воздействие средств искусства (показ репродукций картин,
скульптур, памятников архитектуры, фрагментов из кинофильмов, образцов
прикладного искусства; прослушивание записей музыкальных и
литературно-художественных произведений, введение элементов
театрализации и т. д.);
3.Побуждать учащихся задавать вопросы учителям, товарищам;
Развивать на занятии коллективный анализ процесса и результатов работы
отдельных учащихся (рецензия на ответ, сочинение, обсуждение составленного плана,
сообщения и т. д.);
Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящие за пределы
программы (изучение дополнительной литературы, изготовление макета, прибора,
модели и др.);
6.Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других школьников;
7. Рекомендовать дополнительную научную, научно-популярную, художественную литературу для различных групп учащихся по каждому предмету.
Слайд 10ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Работа психологической службы по вопросу мотивации учащихся начинается с
ее диагностики.
Специальные психологические тесты и анкеты позволяют выявлять мотивы
учения:
По итогам диагностики делается вывод о необходимости коррекционной работы с классным коллективом.
Слайд 11 Анкета определения доминирующих типов мотивации
Дорогой ученик! Для работы по преодолению
неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые
мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.
1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
2. Хочу закончить школу и учиться дальше
3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
4. Хочу быть культурным и развитым человеком
5. Хочу получать хорошие отметки
6. Хочу получать одобрение родителей
7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
8. Хочу быть лучшим учеником в классе
9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
10.Хочу занять достойное место среди лучших в классе
11.Мне нравится учиться
12. Люблю узнавать новое
13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
16 . Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.
Мотивы обучения:
· мотив долга и ответственности – № 1;
· мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
· мотивы собственного благополучия – № 5–7;
· мотивы престижности – № 8–10;
· мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
· мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Слайд 12Школьная мотивация
Анкета для оценки
уровня школьной мотивации
Н. Лускановой
4 класс-19
человек
6 класс-17 человек
7 класс-14 человек
8 класс-13 человек
10 класс-12 человек
Слайд 15Одной из форм работы с учащимися является тренинг мотивации достижения
- стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности:
1. Стремление достигать
высоких результатов (успехов).
2. Стремление делать все как можно лучше.
3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.
4. Стремление совершенствовать свое мастерство.
Также психолог взаимодействует с родительской общественностью:
Выступления на семинарах и собраниях по вопросам мотивации
Разработка информационных брошюр
Очное консультирование
Сотрудничая с классными руководителями, психолог
дает рекомендации по итогам диагностики мотивации учащихся, проводит классные часы на повышение уровня мотивации, консультирует и делится психологическими знаниями.
Слайд 16СЕМЬЯ (РОДИТЕЛИ)
Для родителей учащихся в школе должны быть организованы:
Родительские
собрания и семинары
Общешкольные конференции
Встречи с различными специалистами
Консультации классных руководителей
учителей-предметников, психолога
Систематическое взаимодействие с родительской общественностью через Совет Школы
Слайд 17Для изучения интересов ребенка в семье родителям рекомендуется:
проводить беседы, выявляющие
круг интересов (любимые книги, занятия, отношение к учебным предметам и
др.);
обсуждать книги, прочитанные детьми, и проводить с ними
беседы по содержанию прочитанного;
наблюдать за интересами ребенка и его близкого
круга общения.
Для развития мотивации и познавательного интереса в семье рекомендуется:
- беседовать по интересующим детей вопросам;
- побуждать детей задавать вопросы из интересующей их области;
занимать свободное время ребенка (или коллективно его проводить)
в том числе познавательными видами деятельности;
- рекомендовать книги в интересующей их области;
беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе,
освещенных в газетах, журналах);
помогать ставить опыты и побуждать детей к творческой
работе внутри семьи и в школе.
Слайд 18Как учителям повышать учебную мотивацию школьников
1. Предоставление частичной свободы выбора
.
2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в
процессе обучения
3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
Слайд 195. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней
мотивации.
6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение.
Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
Слайд 208. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже
скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
9. Правильно преподносить
содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
10. Изменять методы и приемы обучения.
11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
Слайд 2116. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Наибольшую
эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте.
Младшие более
управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры.
Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления.
Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности.
Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
Слайд 2217. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех
учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
18. Положительный
эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
Слайд 2320. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые
и соревновательные формы, юмористические минутки.
21. Включение учащихся в коллективную деятельность,
через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
22. Необычная форма преподнесения материала.
Слайд 2423. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение
противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию,
обобщение, моделирование.
24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
Слайд 2527. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои
способности и возможности.
28. Новые информационные технологии.
29. Игра является самым сильным
мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
30. Уважение личности каждого ребенка.