Слайд 1Использование технологии деятельностного метода в начальной школе
Слайд 2Типы деятельности:
Деятельность учения, или учебная деятельность- это деятельность ученика, суть
которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных
ценностей общества;
Деятельность обучения- это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.
Слайд 3Функции учебной деятельности:
Учебная деятельность- процесс самоизменения человека, результатом которого являются
приобретённые им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и
способности.
Учебное действие- структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.
Универсальное учебное действие(УУД)- учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Уметь учиться- это значит хотеть и уметь выполнять и рефлексировать деятельность учения, или учебную деятельность.
Слайд 4Формирование умения учиться:
Умение самостоятельно фиксировать затруднение в учебной деятельности;
Выявлять его
причину;
Ставить цель;
Понимать нормы коммуникативного взаимодействия;
Знать методы и средства познания;
Слайд 5Основные этапы формирования любого умения:
Первый этап: ученику надо попробовать сделать
то, чего он никогда раньше не делал(это необходимо, чтобы приобрести
первичный опыт выполнения какого-либо нового действия).
Второй этап: нужно сформировать новое знание(способ действия) и потренироваться в его применении.
Третий этап: контроль правильности применения нового знания и установление его связи с имеющимися знаниями.
Слайд 6Структура учебной деятельности,
исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
Цель
Слайд 7Структура учебной деятельности,
исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
При
включении учащихся в учебную деятельность организуется прохождение ими 1-го шага
формирования УУД на уроках по разным учебным предметам.
Слайд 82 шага
Учебная деятельность
1 класс, I четверть
(то, что нужно, чтобы поставить
цель)
(постановка цели и ее достижение)
Слайд 9Учебная деятельность, 4 класс
Слайд 10ПОСТРОЕНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Слайд 11Типы урока:
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок построения
системы знаний
4. Урок развивающего контроля.
Слайд 12Урок открытия нового знания:
Деятельностная цель:
формирование умений
реализации новых способов действий
формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания
Содержательная цель:
формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной)
Слайд 13Урок рефлексии
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей
к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель:
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 14Урок построения системы знаний
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к
структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель:
выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности.
Слайд 15Урок развивающего контроля
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная
цель:
контроль и самоконтроль изученных понятий
и алгоритмов.
Слайд 16Этапы урока
открытия новых знаний
1. Мотивация к учебной
деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом
уровне.
- Что значит уметь учиться
- Хочу, могу, надо
Слайд 172. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель этапа: готовность мышления
и осознание потребности к построению нового способа действия.
- Актуализация необходимых
ЗУН
- Обобщение ЗУН
- Пробное учебное действие
- Фиксация затруднения
Слайд 183. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: выявить место и
причины затруднений
- Что я делал, какие знания применял
- Где возникло
затруднение (место)
- Почему оно возникло (причина)
Затруднение – Причина - Цель
Слайд 194.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности,
выбор способа и средств её реализации.
- Какое знание строю, чему
учусь ( цель)
-Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств)
- План построения нового знания
Слайд 205. Реализация построенного проекта
Цель этапа: построение и фиксация нового знания
-
Реализация построенного проекта
- Фиксация нового знания в речи и знаково
(эталон)
- Решение задачи, вызвавшей затруднение
Слайд 216. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель этапа: применение
нового знания в типовых заданиях
- Решение типовых заданий на новое
знание
- Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)
Слайд 227.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самопроверка умений применять
новое знание в типовых условия
- Выполнение самостоятельной работы
- Самопроверка (по
эталону)
- Коррекция ошибок
- Создание ситуации успеха
Слайд 238. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: включение нового
знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- Границы
применимости нового знания
- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными
- Задания на повторение
- Задания на пропедевтику изучения последующих тем
Слайд 249. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: соотнесение цели урока
и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения
нового знания.
- Фиксация нового содержания
- Рефлексия учебной деятельности
- Самооценка деятельности на уроке
- Домашнее задание