Слайд 1
ПОНЯТИЕ ДИДАКТИКА.
ОСНОВНЫЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
КАТЕГОРИИ
Слайд 2ДИДАКТИКА
(греч. “didaktikus” – учу)
область педагогики,
которая разрабатывает
теорию обучения
и образования
Слайд 3 ДИДАКТИКА
Наука об обучении
и
образовании,
их целях и
содержании,
методах,
средствах и достигнутых
результатах
Слайд 4ДИДАКТИКА отвечает на вопросы:
для чего учить?
Как учить?
Где
учить?
В каких организационных формах?
дает научное обоснование целям,
отбору содержания образования,
выбору средств и методов обучения,
определяет формы организации обучения.
Слайд 5КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ
процесс обучения
принципы обучения
содержание образования
методы
формы организации
обучения
Слайд 6ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ
(1571— 1635)
немецкий педагог
впервые употребил термин
«Дидактика»
Слайд 7ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ
Его основные положительные методы :
-В воспитании все должно
быть не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для
нашего ума как постепенность и излишество сообщения знаний.
-Необходимо частое повторение, ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме.
-Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя.
-Ничего не учить исключительно на память, ибо учивший много наизусть утрачивает гибкость и остроумие ума.
-Во всем обучение должно быть единство .
Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать правил, пока ученик не ознакомился с материалом.
Слайд 8ЯН КОМЕНСКИЙ
(1592-1670 )
отец
современной
педагогики
Слайд 9ЯН КОМЕНСКИЙ
автор:
- классно-урочной системы,
-деления учеников на классы,
-учебного времени
- на учебные годы,
-четверти с каникулами между ними, ежедневных занятий - 45-мин. уроки и
10- 20-мин.перерывы.
-предметной системы преподавания с определенными программами и учебниками, экзамены в конце года.
Слайд 10ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
природосообразности,
гуманизма,
демократизма
Слайд 11СТРУКТУРА УРОКА
организационный момент
предметное наблюдение
разъяснение учителя
упражнения
домашнее
задание.
Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое
развитие,
а классно-урочная система существует по сей день.
Слайд 12ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе
которого осуществляется образование, воспитание и развитие творческих способностей учащихся
Слайд 13ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
это система важнейших дидактических требований, соблюдая которые
можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса
Слайд 14
принцип наглядности
все то, что можно в обучении предоставить восприятию с
помощью органов чувств учащихся, было преподнесено, чтобы учащиеся могли это новое увидеть, услышать, пощупать и потрогать, почувствовать запах, вкус.
ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ
Слайд 15СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
это система знаний, умений и навыков, овладение
которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека
Слайд 16МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся
по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и
общему развитию в процессе обучения
Слайд 17ВИДЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
предполагает побуждающую деятельность учителя, вовлекающую учащегося
в соответствующий вид познавательной деятельности:
рассказ учителя — это
метод, побуждающий учащегося слушать, осмыслить услышанное,
беседа — метод, стимулирующий мыслительную деятельность учащегося и побуждающий его к ответу на задаваемые учителем вопросы.
Слайд 18Формы организации обучения
отражают особенности объединения учащихся для организуемых
педагогом занятий,
в процессе которых и совершается учебно-познавательная
деятельность
Слайд 19Взаимосвязи между основными
дидактическими категориями
Слайд 20ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ
ОБУЧАЮЩАЯ
Совместная деятельность учителей и учащихся.
Руководство со стороны учителя, заключающееся
в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
РАЗВИВАЮЩАЯ
Развитие творческих способностей.
Планомерная
организация и управление.
Целостность и единство целей, средств и результат.
Соответствие закономерностям возраста.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся
Слайд 21 Дидактический процесс
Двусторонний характер.
Совместная
деятельность учителей и учащихся.
Руководство со стороны педагога, который организует деятельность
учащихся.
Развитие творческих способностей.
Планомерная организация и управление.
Целостность и единство целей, средств и результат.
Соответствие закономерностям возраста.
Наряду с обучением, происходит развитие и воспитание учащихся.
Слайд 22
ОБЩАЯ ДИДАКТИКА
понятие преподавание, учение, факторы, влияющие на процесс
обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
методика преподавания учебных предметов
Слайд 23КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ТРАДИЦИОННАЯ
Я.А.Коменский, И. Пестолоци
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ
Д.Дьюи, Л.Толстой, В.Лай
СОВРЕМЕННАЯ
И.Занков, Давыдов, Ильин
Слайд 24ТРАДИЦИОННАЯ
Деятельность учителя
Слайд 25
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ
Деятельность учеников
Слайд 26СОВРЕМЕННАЯ
Взаимодействие учителя и ученика