Слайд 1Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «ЦРР детский сад № 32»
Тимохина
Светлана Владимировна
Использование цветотерапии в коррекции дошкольников с ЗПР
Слайд 2Понятие о ЗПР
ЗПР у детей - это временное,
нестойкое и обратимое
психическое недоразвитие.
Слайд 3Причины возникновения ЗПР
(М.С. Певзнер и Т.А. Власова)
Неблагоприятное течение
беременности.
Патология родов.
Социальные факторы.
Наследственные факторы
Слайд 4Классификация К.С. Лебединской (1980)
1.ЗПР конституционального происхождения.
2. Задержка психического развития соматогенного
генеза.
3. Задержка психического развития психогенного генеза.
4.Задержка церебрально-органического генеза.
Слайд 5ЗПР конституционального происхождения
Обусловленность:
определяется наследственностью.
Проявления:
черты эмоционально-личностной незрелости;
-
аффективные вспышки.
Прогноз:
благоприятный.
Слайд 6ЗПР соматогенного генеза
Обусловленность:
перенесенные в раннем детстве заболевания.
Проявления:
неуверенность, робость;
безынициативность;
капризность;
Прогноз:
индивидуально.
Слайд 7ЗПР психогенного генеза
Обусловленность:
неблагоприятные условия воспитания
Проявления:
низкая работоспособность;
неразвитость
произвольной регуляции.
Прогноз:
в зависимости от возможности перестройки стиля семейного
воспитания.
Слайд 8ЗПР церебрально-органического
генеза
Обусловленность:
грубые и стойкие локальные
нарушения созревания мозговых структур.
Прогноз:
индивидуально в зависимости от
глубины повреждения и возрастной динамики.
Слайд 9ЗПР церебрально-органического
генеза
Проявления:
1 вариант: преобладание черт незрелости эмоциональной сферы
по типу органического инфантилизма;
2 вариант: доминирование симптомов поврежденности, низкий уровень
овладения всеми видами произвольной деятельности задержка формирования предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности.
Слайд 10Основные диагностические признаки ЗПР
незрелость эмоционально-волевой сферы;
нарушение интеллектуальной работоспособности;
энцефалопатические расстройства;
нарушения
предпосылок интеллекта.
Слайд 11Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Эмоциональная незрелость детей.
Расторможенность психических процессов,
повышенная возбудимость.
Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности.
Низкая потребность в общении
сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия.
Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
Слайд 12Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше
значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания
в такой же мере, как ум и воля.
Слайд 13
Технология психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием
(Н. Я. Семаго,
М. М. Семаго):
Сбор психологического анамнеза.
Психологическое обследование.
Интерпретация результатов.
Психологическое заключение.
Слайд 14Этапы обследования
Беседа или проективная методика для установления контакта с ребёнком,
определение зоны его информированности.
Исследование восприятия.
Исследование внимания.
Исследование памяти.
Исследование мышления.
Слайд 156. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.
7. Исследование
особенностей эмоционально-волевой сферы
8. Общие выводы.
9. Психолого-педагогические рекомендации.
Этапы обследования
Слайд 16
Цветотерапия
в коррекции эмоциональной сферы детей
с ЗПР
Слайд 17Смотри, как схожи
Душевный мир
И радуги убранство.
Та радуга и жизнь –
Одно и то же!
И.В. Гете
Слайд 18Цветотерпия – лечение цветом
Цветотерапия основана на
влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека.
Слайд 19История цветотерапии
Цветотерапия
родилась
в древности.
Слайд 20Ученые считают…
Современные ученые считают, что
цветотерапия
является одним из самых перспективных
методов лечения
и оздоровления.
Слайд 21Цветотерапию изучают…
Физика цвета.
Психофизика цвета.
Психология цвета.
Слайд 22Цвет – пища для мозга
Наш мозг, полагают ученые,
воспринимает цвет точно так же, как желудок еду.
Впечатления –
«пища» для души.
Начало XX века Г.И. Гурджиев (религиозный психолог)
Слайд 23Использование
ЦВЕТОТЕРАПИИ
в основных направлениях психолого-педагогической работы
"Цвет есть жизнь," -
утверждал английский философ и естествоиспытатель
Р. Бэкон
Слайд 24Цветотерапия в психологической профилактике и просвещении
Семинары-практикумы для
педагогов и родителей
Памятки,
информационные листы
Тренинги с использованием
мультимедийных технологий
Слайд 25Цветотерапия
в психологической диагностике
«Разноцветные
странички»
(Орлов В.В.,
Галецкая Л.В.)
Методика
исследования
эмоционального
состояния
(Э. Т. Дорофеева)
«Домики»
(О.А. Орехова)
Тест
Люшера
Цветовое
тестирование
по
Г.Э. Бреславу
«Эмоциональная
цветопись»
(А.Н.Лутошкин)
Слайд 26Цветотерапия в психологическом консультировании
Второй этап – «Сбор информации»
Первый этап –
«Приветствие»
Третий этап – «Стратегический»
Слайд 27Цветотерапия в развивающей и коррекционной работе
"Цвет – продукт света, вызывающий эмоции".
И.
В. Гете «Учение о цвете».
Слайд 28Красный цвет
используется при коррекции страхов, инертности, апатии.
Слайд 29
Оранжевый цвет
используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности движений.
Слайд 30
Желтый цвет
используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.
Слайд 31
Зеленый цвет
используется при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности
Слайд 32
Голубой цвет
используется при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости
Слайд 33
Синий цвет
используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии
Слайд 34
Розовый цвет
используется при коррекции неусидчивости, неумении концентрировать внимание, переутомлении, невротических
реакциях
Слайд 35ЦВЕТОТЕРАПИЯ
индивидуальная
подгрупповая
Слайд 36ЦВЕТОТЕРАПИЯ
Коррекция эмоциональной сферы
Развитие познавательных процессов
Слайд 37ЦВЕТОТЕРАПИЯ
музыкотерапия
фототерапия
сказкотерапия
изотерапия
ЦВЕТОТЕРАПИЯ
Коррекция эмоциональной сферы
цветомедитация
интерьер и
развивающая
среда
Слайд 38Развитие познавательных процессов
ЦВЕТОТЕРАПИЯ
загадки
стихи
потешки
дидактические
игры
пословицы и поговорки
Слайд 39ЦВЕТОТЕРАПИЯ
педагог-
психолог
воспитатели
музыкальный
работник
педагог по ИЗО
учитель-
логопед
медицинская
сестра
Могут использовать в ДОУ….
Слайд 40
индивидуальная
цветотерапия
подгрупповая
цветотерапия
В нашем детском саду
Слайд 41фототерапию
сказкотерапию
релаксацию
В нашем детском саду
арт-терапию
Цветотерапия через
Слайд 42В нашем детском саду
Кабинет
педагога-
психолога
Слайд 43В нашем детском саду
Работы
детей