Слайд 1Исследовательская деятельность
младших школьников
Инновации
в начальной школе
А.Н.Колмогоров
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой исследовательской работе»
Слайд 3Цель работы учителя
начальной школы:
Создание условий
для формирования и развития
исследовательских умений учащихся,
развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей
и склонностей.
Слайд 4Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
Первый этап- тренировочные занятия с классом
(знакомство первоклассников с техникой проведения исследования).
Начиная со 2 класса- формирование
умений видеть проблемы
и поиска их решений (методы исследования):
-выдвижение гипотезы;
-вопросы по проблеме;
-определение понятий (загадки);
-сравнение;
-обобщение;
-классификация( например, игра «Четвертый лишний»;
-наблюдение (сравнение парных картинок);
-эксперимент;
-умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
Слайд 5Над чем работать?
Умения организационного характера.
Умения и знания исследовательского
характера.
Умение
работать с информацией.
Умение представить результат своей работы.
Слайд 6Первый блок умений
Умения организационного характера
Организация рабочего места.
Планирование работы.
Слайд 7Второй блок умений
Умения и знания исследовательского характера
Выбор темы исследования:
Целеполагание;
Определение структуры
исследования;
Методы исследования;
Общелогические методы;
Поиск информации.
Слайд 8Третий блок умений
Умение работать с информацией
Структурирование информации.
Выделение главного.
Представление в различных формах.
Слайд 9Четвёртый блок умений
Умение представить результат
Формы представления.
Требования к докладу.
Требования к речи
докладчика.
Слайд 10Средства
Проблемное, частично-поисковое, эвристическое обучение под руководством учителя.
Урок-исследование.
Исследование, проектирование.
Слайд 11Виды исследований
По количеству участников:
индивидуальные, групповые, коллективные.
По месту проведения:
урочные,
внеурочные.
По времени:
кратковременные или долговременные.
По теме:
предметные или свободные.
Слайд 12Исследования
Фантастические- ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов явлений;
Эмпирические- проведение собственных
экспериментов;
Теоретические- ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов,
содержащихся
в различных источниках.
Слайд 13Общие направления исследований
Живая природа
Земля
Вселенная
Человек
Общество
Культура
Наука
Техника
Экономика
Фантастика
Слайд 14Защита- венец исследования и один из главных этапов начинающего исследователя
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее,
как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично.
Слайд 15Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и
непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты
решения;
переключаться с одного поиска решения на другое;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
Слайд 16Вывод
Исследовательская тактика ребенка- это не просто один из
методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и
учебной деятельности.
Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Слайд 17 Растения
«Окружающий мир»
2
класс
Слайд 18Цели
1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Растения».
2 Содействовать
организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «травы»,
«кустарники», «деревья».
3.Создать условия для самостоятельного применения детьми знаний в окружающем мире, развития аналитических способностей.
4.Способствовать формированию умения работать в группах.
Слайд 19Основополагающий вопрос
Как растения гуляют по свету?
Проблемные вопросы:
1.Как живут растения?
2. Кого
берут растения в помощники?
3. Какие этажи выбирают растения?
Слайд 20Структура проекта
Творческие группы
Растительная анатомия
Путешествие по
белу свету
Давай познакомимся
корень
плод
цветок
листья
стебель
травы
кустарники
деревья
вода
Живот-
ные
ветер
Слайд 21 Давай познакомимся
Творческая группа №1
Выдвинута следующая гипотеза:
Вероятно, в разных ярусах леса растут разные по росту растения:
вверх тянутся самые сильные – деревья, внизу находятся самые маленькие, слабые, нежные растения – травы, между ними, в среднем ярусе распо-лагаются кустарники.
Подтверждения этой гипотезы дети находят в наблюдениях во время экскурсии.
Слайд 22Растительная анатомия
Творческая группа №2
Выдвинута следующая гипотеза:
Вероятно, все растения имеют корень,
стебель(у деревьев – ствол, у трав – стебелёк), листья, многие
растения цветут и имеют плоды.
Рассматривая растения, изучая их, дети подтверждают гипотезу об одинаковом строении растений.
Слайд 23Путешествие по белу свету
Творческая группа №3
Выдвинута следующая гипотеза:
Вероятно, вода, ветер, животные, человек – это помощники растений в путешествии по земному шару.
Дети в процессе наблюдений и опытов во время экскурсий обнаруживают подтверждение этим фактам.
Слайд 24Давай познакомимся
(ярусы леса)
Как живут растения в лесу
Слайд 25Цели
1.Изучить признаки трав, кустарников, деревьев.
2.Научиться различать дерево, кустарник, траву.
Слайд 26Гипотеза и аргументы
Наверно, в разных ярусах леса растут разные растения.
Внизу
самые маленькие - травы.
В среднем ярусе -кустарники, они побольше.
В верхнем
ярусе- деревья, они большие.
Слайд 27Ход исследования
1.Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать.
2.Рассматривание картинок: различение
растений по их характерным свойствам.
3.Нарисуем сами: что мы узнали и
чему научились.
Слайд 28Прогулка по лесу
У деревьев есть ствол, он толстый, крепкий, держит
всю крону.
У кустарников из земли выходят много толстых веток -
стволиков.
У трав зеленые стебли, стебель - соломинка, а ствола нет.
Слайд 29Рассматривая картинки: деревья, кустарники, травы.
По картинке не всегда можно узнать,
где большое дерево, где маленькое.
Величина растений определяет их место в
ярусе.
Слайд 31Результаты исследования
О траве: стебли тоненькие, нет ствола, поэтому она располагается
в первом ярусе.
О кустарниках: у кустарников много толстых стволиков, они
невысокие ,поэтому находятся в среднем ярусе.
О деревьях: у деревьев толстый крепкий ствол, он держит всю крону, деревья высокие ,поэтому занимают верхний ярус.
Слайд 32Выводы.
Ствол , крона, стебель, листья- это характерные признаки разных растений,
по ним мы узнаем деревья , кустарники, траву.
Три яруса растений
в лесу образуются благодаря разным видам растений.
Слайд 33Плотность участия учащихся
в уроке.
Традиционный урок
На уроке отвечают 5-6 человек.
Урок по
проектной методике
В ходе подготовки проекта создано 3 группы по 6
человек – 18 учащихся.
Таким образом, урок, проведенный по
проектной методике, позволяет включить в
учебный процесс всех учащихся.
Слайд 34План проведения проекта
Обсуждение темы урока, его структуры, состава и
форм работы творческих групп.
1 час
Промежуточный контроль и консультация.
в течении урока.
Поиск материалов и исследование на экскурсии
30 мин.
Внеклассная работа - оформление результатов с помощью взрослых 3 дня по 15 мин.
Защита итоговых работ. 1 час.
Итого 3 часа 15 мин.
Слайд 35Вывод:
проектная методика повышает интерес к учебе
стимулирует исследовательские навыки учащихся
меняет отношение
учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным
поиском нового.
Слайд 36Учебный проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении, ни
в масштабном и помпезном представлении.
Побольше дела,
поменьше «барабанного боя»
Крупская
Н.К.