Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Алзамая
Администрации муниципального района муниципального образования
«Нижнеудинский район»
Шкатова Наталья Александровна
Образование: высшее,
ИГПИ, 1994 год
Специальность: учитель русского языка и литературы
Общий стаж педагогической работы: 15 лет
Слайд 2Обобщение педагогического опыта
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и повышения качества
обученности
Слайд 3Педагогическое кредо
Не каждый станет Рафаэлем, но
каждый, в ком живёт Рафаэль, должен иметь возможность развиваться.
Слайд 4Анализ социального контингента семей обучающихся
60% родителей – рабочие;
20% родителей – служащие и интеллигенция;
20% родителей – не
имеют постоянной работы или не работают вообще.
Слайд 5Работа по мотивации обучающихся
Цель этой работы:
хочешь быть успешным в
познании – трудись
Слайд 6Изменение роста мотивации к изучению русского языка и литературы
Слайд 7Изменение роста мотивации к изучению русского языка и литературы
Слайд 8Педагогические технологии
Технология проблемного обучения
Групповые технологии
Технология индивидуализации обучения
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
Слайд 9Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках
концентрической системы обучения.
5-ый
класс
1. Дать понятие исследовательской
деятельности, а также таких её составляющих (проблемный вопрос и гипотеза)
2. Формирование первоначальных навыков выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации.
3. Основная форма работы: коллективная
6-ой класс
1. Продолжить работу по формированию навыков выдвижения гипотез, наблюдению над материалом, его сбору и классификации.
2. Введение понятий позитивно и негативно окрашенных слов, цветописи и звукописи.
3. Основная форма работы: коллективная
7-8 классы
1. Отрабатывать навыки выдвижения гипотез, наблюдения над материалом, его сбором и классификацией.
2. Учить работать с источниками информации, оформлять список литературы.
3. Работа по формированию и отработке у школьников навыков формулировки цели, задач и выводов исследовательской работы, описанию её методики.
4. Основная форма работы: групповая
9 -11 классы
Выполнение индивидуальных исследовательских работ.
Слайд 10Применение исследовательского метода обучения.
Начало урока
Слайд 11Применение исследовательского метода обучения.
Основной этап
Урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем
над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много
простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:
цветовая гамма, составление спектра произведения
звуковая гамма «Слова...»
глаголы движения в «Слове...»
топонимический словарь «Слова...»
география «Слова», составление карты
психологический портрет автора «Слова».
Слайд 12Применение исследовательского метода обучения.
Словарная работа
Ученики по очереди
знакомят класс со словарными словами из рамочки
Составление
словаря ошибок
Работа над ошибками
Совместный поиск причины возникновения ошибки
Ира не хочет быть Ерой / Ослик Иа (корни с чередованием)
Я тоже здесь (суффиксы чик – щик существительных)
Слайд 13Применение исследовательского метода обучения.
Игровые элементы
Переводчик
Кто быстрее заменит все слова
в предложении синонимами, кто найдет иноязычные слова и заменит их
русскими, из текста сказки создать текст научного стиля.
Корректор
Исправьте ошибку: История Мальты похожа на соседнюю Сицилию.
Лингвистические «угадайки»
Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать: "Глаз"автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
Лингвистические «почемучки»
Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос: Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
Слайд 14Результаты применения исследовательского метода на уроках
Диагностика сформированности навыков исследовательской деятельности
Слайд 15Результаты применения исследовательского метода на уроках
Повышение качества обученности:
Слайд 16Результаты применения исследовательского метода на уроках
Участие в олимпиадах и конкурсах
исследовательских работ:
Исследовательская работа (школьный уровень):
2009-2010 – 2 работы
2010-2011 – 4 работы
Всероссийский конкурс «Золотое пёрышко» - 1 (2009-2010)
Педагогические чтения им. Вернадского – 1 (2009-2010), приглашение в Москву на очный тур
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в
науку» - 1(2009-2010), лауреат второй степени.
Всероссийский конкурс-олимпиада для школьников «Познание и творчество» :
2009-2010 – 2 работы
2010-2011 – 5 работ
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» - 6 (2010-2011)