Слайд 1
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Слайд 2
Программа духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся направлена на воспитание в
каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов
учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Слайд 3
Закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Концепция УМК «Школа России»
Нормативно-правовой
и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются :
Слайд 4
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть разделов:
1. Цель
и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного
развития и воспитания российских школьников.
2. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов.
3. Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы.
4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся.
5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся.
6. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Слайд 5
Цель программы:
создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности
младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Слайд 6
Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной
компетенции — «становиться лучше».
Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и
взаимопомощи.
Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.
Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи
Задачи:
Слайд 7
Портрет будущего выпускника – гражданина России
Уважающий других
людей, готовый сотрудничать с ними.
Любознательный, интересующийся, активно
познающий мир
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Слайд 8
II. Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся начальных классов
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни .
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Слайд 9
III. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание
социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в
практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Слайд 10
Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе
следующих принципов:
Принцип ориентации на идеал.
Принцип следования нравственному примеру.
Принцип диалогического общения.
Принцип полисубъектности воспитания.
Принцип индивидуально-личностного развития.
Принцип интегративности.
Принцип социальной востребованности воспитания.
Слайд 11
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и
культурных практик с помощью следующих инструментов:
УМК «Школа
России»
Социальные проекты
Создание среды школьного пространства
Целевые программы
Слайд 12
IV. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и
воспитанию учащихся
Основными задачами в работе с родителями являются:
развитие у
родителей способности оказывать поддержку;
развитие конструктивных способов взаимодействия;
поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
увеличение взаимной открытости;
улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Слайд 13
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей)
в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста
основывается на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Слайд 14
Формы взаимодействия семьи и школы:
родительские собрания
и конференции;
индивидуальные консультации;
родительский лекторий;
информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и вставка на сайте школы;
недели открытых дверей
Слайд 15
V. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования
Слайд 20
VI. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших
школьников
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и
воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы.
Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Слайд 21
Используемые диагностики
- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л.
Фридмана);
- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
- изучение
представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской)
- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;
- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.