Слайд 1Какие знания
должны быть сформированы
у будущих первоклассников
в области развития
речи и готовности
к овладению грамотой
в области представлений об окружающем мире
в
области
математики
произносить все звуки речи;
- уметь интонационно выделять звук в словах;
-
уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в словах (в начале , в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
- уметь составлять несколько предложений о предмете;
- различать жанры художественной литературы (Рассказ, сказка, стихотворение, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- знать авторов прочитанного стихотворения;
- уметь последовательно рассказывать содержание сказки.
Слайд 3Знать цифры от 0 до 9;
Уметь считать до 10 и
обратно, от 6 до 10, от 7до 2 и т.д.;
Уметь
называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
Знать знаки +, -, =, <, >;
Уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
Уметь соотносить цифру и число предметов;
Уметь сравнивать группы предметов;
Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Знать название фигур: треугольник, квадрат, круг;
Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
Уметь оперировать понятиями: «направо», «налево», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
Уметь группировать по определенным признакам предложенные предметы.
Слайд 4Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности
(например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные
признаки;
Уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, корова, коза,…);
Уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, ворона…);
Иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
Знать названия 1-3 комнатных растений;
Знать названия 12 месяцев года;
Знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок поступающий в 1-й класс, должен знать:
В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
Полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Слайд 5Каковы критерии
психологической готовности
ребенка к школе?
Социально-психологическая готовность
Развитие социально-значимых психологических
функций
Слайд 6 учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и
необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
умение
общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Слайд 7
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно
владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять
«выше - ниже», «вперед - назад», «слева - справа»);
координация в системе «глаз - рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово - картинка» либо «слово - ситуация»).
Слайд 8Физиологическая готовность
Физическое развитие
Биологический возраст
Состояние здоровья
Слайд 10Схема
оценки биологического возраста ребенка
по зубной формуле
Слайд 12Комплексная проверка
Убедитесь, обладает ли будущий первоклассник следующими характеристиками:
Социальное развитие
– ребенок общителен, неагрессивен, легко адаптируется в новой обстановке (в
гостях, в поездке).
Организация деятельности – дошкольник выполняет задание по образцу, доводит работу до конца, видит свои недостатки.
Общее развитие – имеет элементарный запас сведений о себе и о мире, видит сходство и различие предметов, умеет делать вывод.
Развитие внимания и памяти – может удерживать внимание 10-15 минут, способен запомнить 10 разных слов или четверостишие после 3-4 повторов.
Речевое развитие – правильно произносит все звуки, грамотно строит предложения, может сам составить рассказ по картинкам.
Развитие движений – умеет бегать, прыгать, делать повороты, способен манипулировать мелкими предметами, может чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат.
Зрительно-пространственное восприятие – способен срисовывать фигуры, буквы, цифры, различать их положение в пространстве (сверху – снизу, справа - слева).
Личностное развитие – ребенок хочет учиться, сделать что-то лучше, активно интересуется новым, знает, что такое хорошо , что такое плохо.
Здоровье – малыш болеет простудой не чаще 3 – 4 раз в год, нет хронических заболеваний, психологических отклонений.
Слайд 1310 заповедей
для мамы и папы будущего первоклассника
Начинайте забывать о
том, что Ваш ребенок маленький.
Давайте ему
посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
С делайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)
Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
Приобщите ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучите его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт).
Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка.
На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками или взрослыми.
Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
Слайд 14Постоянно говорите с ребенком, чаще читайте ему вслух.
Развитие речи – залог хорошей учебы.
Были в
цирке (кино, театре, на прогулке, в гостях) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось.
Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что с Вами действительно интересно. Беседуйте с ребенком о прочитанном, рассматривайте вместе иллюстрации.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
Чаще хвалите и восхищайтесь Вашим малышом.
Верьте, что Ваш ребенок может многое, нужно только чуть–чуть ему помочь.
Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, не отделывайтесь только покупкой новой игрушки или сладостей.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще попробовать».
Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны.
Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований.
Если возможно, предложите другое решение.
Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.
Видеть мир другого – основа для взаимопонимания.
Слайд 15Готов ли к школе Ваш ребенок? (тест)
Это вы можете сами
проверить с помощью простейших тестов на память, внимание, логическое мышление.
Объем
кратковременной памяти.
Назовите две цифры, например: 2,4. ребенок повторяет их. Если повторил верно, говорите уже три цифры: 8,3,5. каждый раз увеличиваете количество цифр на одну. Норма запоминания для 6-летнег ребенка 4-5 цифр. Объем памяти меньше 3 единиц может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.
Объем внимания.
Ребенок повторяет за вами цифры, но в обратном порядке. Вы говорите:2,5, а ребенок повторяет 5,2. затем: 3,7,4 (ребенок говорит 4,7.3) и так далее, прибавляя по одной цифре. Норма – 2-4 единицы.
Логическое мышление.
Рассказываете ребенку: «Дружили три девочки – Катя, Таня и Маша. Катя выше Тани, Таня выше Маши». Рассказ повторяете два раза и спрашиваете: «Кто из девочек самая высокая? Кто самая маленькая?». В 6,5 лет ребенок уже способен оперировать информацией.
Слайд 16Принятие учебного задания.
Нужны цветные карандаши и лист бумаги. Попросите ребенка
нарисовать домик гнома на лесной опушке, соблюдая условия. Домик желтый,
крыша – зеленая, дверь – синяя. Перед домиком – скамейка, около него – озеро, за домиком – березка и елочка. Повторите задание 2 раза. Если ребенок настроен на принятие учебной задачи, он нарисует все точно.
Если тесты пройдены успешно, у ребенка не должно возникнуть проблем в школе. А если нет? Тоже ничего страшного. Всему можно научиться, и память разовьется, и внимание. На то и школа. И вообще, асе гении были забывчивыми и рассеянными. Может, у вас растет новый Энштейн?