Слайд 1Конфликт и суицидально-опасная ситуация
23.11.2017
Слайд 3
По сводкам станции Скорой помощи за неделю, в среднем около
10 подростков пытаются самостоятельно уйти из жизни.
Это, вероятно, связано
с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями.
80% психического насилия приходится на образовательные организации
Слайд 4Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя
жизни
Самоубийство,суицид (лат.»себя убивать») - умышленное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение есть
следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта
Слайд 5особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых
взглядах, позициях и интересах, сопровождается сильными эмоциями.
Конфликт обладает как
деструктивными, так и конструктивными функциями.
Конфликт —
Слайд 6Внутриличностный;
Межличностный;
Между личностью и группой;
Межгрупповой;
Межгосударственный.
Классификация конфликтов:
Слайд 7
конфликт внешний или внутренний;
соотношение противоположных тенденций, вызвавшие конфликт, то есть
степень напряженности конфликта;
значимость сферы конфликта и резервов адаптации (личностно-семейные конфликты,
конфликты в сфере учебы и т.д.; чем более значимой является сфера конфликта, тем выше требования к адаптационным ресурсам, в случае их слабости, резко повышается вероятность суицида как способа самоустранения от продолжения любой деятельности);
значимость признаков, источников, причин возникновения конфликта;
значимость формальных — неформальных коммуникативных связей между сторонами, которые конфликтуют.
В любом из известных классификаций конфликта относительно проблемы суицида важным является выделение в нем таких аспектов:
Слайд 8 То, что в поверхностном рассмотрении выступает для внешнего
наблюдателя или самого субъекта как единственная и конечная причина суицида,
на самом деле является лишь следствием других, более глубинных и скрытых тенденций
Слайд 9Предпозиционный этап:
высокая психическая напряжённость;
повышенная активность по выходу из сложившегося внутриличностного
конфликта.
Эта активность не сопровождается суицидальными действиями.
Критический пункт:
значительное ограничение или
сведение к нулю количества известных субъекту вариантов решения конфликта;
субъективная оценка известных вариантов решения конфликта как неэффективных или неприемлемых.
Суицидальный этап (переходу к этому этапу способствует дополнительная психотравматизация):
суицидальные мысли;
обдумывание способов.
Динамика конфликта:
Слайд 10Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит
мимо их внимания (сказки, события жизни).
В 10-12 лет смерть оценивается
как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе рождение” характерно для суицидентов детского и подросткового возраста.
Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.).
Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование.
Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков.
Особенности суицидального поведения детей и подростков
Слайд 11протест;
призыв к состраданию;
избегание душевных или физических страданий;
самонаказание;
отказ от жизни как
капитуляция.
Типы суицидального поведения:
Слайд 12Прием «Мозговой штурм»: определение круга конфликтов, которые являются потенциально опасными
и могут привести к суицидальному поведению
Задание 1.
Слайд 13Наиболее частые причины, вызвавшие суицидальные реакции
Слайд 14несправедливое отношение родственников и окружения — оскорбления, обвинения, унижения;
ревность;
развод
родителей;
потеря «значимого другого», болезнь, смерть близких;
препятствия на пути удовлетворения
ситуационной актуальной потребности;
недовольство поведением и личными качествами «значимых других»;
одиночество, социальная изоляция;
несчастливая любовь;
недостаток внимания, заботы со стороны окружения;
половая несостоятельность
Личностно-семейные конфликты:
Слайд 15Составить перечень типичных конфликтов в ОО между участниками образовательных отношений
Задание
Слайд 16индивидуальные адаптационные трудности;
неудачи выполнения конкретной задачи;
конфликты с одноклассниками, травля;
кибербуллинг
- создание интернет сайтов оскорбляющего содержания, преследование жертвы в социальных
сетях;
межличностные конфликты с учителем, классным руководителем, руководителем ОУ или его заместителями
Конфликты, связанные с учёбой и социальным взаимодействием людей:
Слайд 17Моббинг (от англ. mob – толпа) – подавление коллективом одиночек,
«белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные
на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При моббинге цель – устранить человека из группы, тот кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.
Буллинг (от англ. bullying – запугивание) физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны другого ребенка, – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Типы
агрессивно – насильственных взаимоотношений
Слайд 18Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (страх уголовной ответственности; боязнь позора);
Конфликты,
обусловленные состоянием здоровья (психические заболевания; хронические соматические заболевания; физические недостатки);
Конфликты,
обусловленные материально-бытовыми трудностями.
Слайд 19Э. Шнейдман: сам факт суицида трактуется как своеобразный призыв к
окружающим, “крик о помощи”. Именно потребность суицидента в живом человеческом
участии, готовность принять предлагаемую ему помощь служат основанием для возможности организовать профилактику самоубийств.
В этом и состоит гуманистическая
сущность суицидологической
превенции.
Слайд 20Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе
дает понять окружающим о своем намерении.
Самоубийства не возникают внезапно,
импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.
Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми.
Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают значимых для них людей, своих врачей и работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто их не слушают.
ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 21Суицидальными людьми, в целом, руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность,
и в то же самое время надеются на спасение!
Слайд 22ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ПСИХОЛОГ образовательного учреждения
ПЕДАГОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Слайд 231.Поиск признаков возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки к самоубийству,
депрессию, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления
к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.
первые шаги психологической поддержки:
обратить внимание
Переписка
Оповещения о намерениях
Характерный сленг
Фотографии
Жалобы
Связь с группами
Увлечение идеями тоталитарных групп
Наркотики
Слайд 254а Вязников Роман, Рахимзянов Кирилл
4б Злобина Виктория
4в Шулятников
Артур
5 Артюхов Даниил, Полынина Ксения,
Рыжков Никита
6а Белоглазов Артем, Коряковский Дмитрий, Тиминова Яна, Шляхтин Михаил
6б Порохин Максим
6в Коновалов Сергей
8 Бабушкин Леонид, Грицай Константин, Рагозин Сергей, Шарафутдинов Сергей
9б Крамаренко Никита, Ладыгина Мария
Методика «Социометрия»
Слайд 26Клинические критерии:
Форма психического расстройства и тип его течения.
Социальные факторы:
Условия воспитания
Характерологические особенности личности суицидента:
сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам,
заниженная,
лабильная или завышенная самооценка,
низкая фрустрационная толерантность.
Диагностика социальной дезадаптации и суицидального риска
Слайд 272.Допускание, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что
он неспособен и не сможет решится на самоубийство. Если вы
полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
Слайд 283.Установление эмпатических отношений. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если
станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень
многое зависит от качества ваших взаимо-отношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах есть время не для морализирования, а для поддержки. Последующая работа направляется на переход от страдания, самоосуждения и других переживаний, на осознание и принятие своих чувств.
Слайд 294.Эмпатическое слушание. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В
силу этого они не настроены принимать советы. Гораздо больше они
нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и поиска подтверждения собственной ненужности. Если человек страдает от депрессии, то ему больше самому нужно говорить, чем беседовать с ним.
Слайд 31Когда техника опробована и понятна, добавляются возможности:
заявлять о намерениях, не
ущемляя собственных интересов;
разряжать напряжение, не доводя до конфликта;
быть уверенным и
правдивым в сказанных словах;
сохранять личностные качества, преграждая путь манипуляциям и давлению;
предоставлять партнеру право выбора;
учитывать детали противоречий и находить приемлемое решение.
я-высказывания
Слайд 321.Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я
вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно
назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула
Ситуация + Я-чувство + Объяснение
Алгоритм:
Слайд 355. Бесконфликтность. Не спорьте, не проявляете агрессию если вы неспособны
управлять ситуацией, старайтесь не выражать потресения от полученной информации. Не
вступайте в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Поиск ядра конфликта. Задавайте вопросы, следует спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащей ситуации и о путях ее появления.
7. Поддержка взрослого отношения к случившемуся. Не предлагайте утешений, это только приведет к перекладыванию ответственности за переживание на вас и пассивности в отношении самого суицидента.
8. Поиск витальных ресурсов. У каждого человека есть что-то важное в его жизни что помогало справляться с предыдущими сложностями.
9. Оценка степени риска самоубийства.
10.Обращение к специалистам.
Слайд 36Предупреждения! (если Вы свидетель развития событий)
Никогда не говорите этому человеку,
как замечательна его жизнь – это только причинит ему еще
больше боли.
Нельзя говорить этому человеку, что у него «еще вся жизнь впереди».
Если он попробует покончить свою жизнь самоубийством, используйте любые безопасные средства, чтобы остановить его, и позвоните в службу спасения. Если вы не можете помочь этому человеку, не подвергая свою жизнь опасности (если у него есть оружие или он находится в труднодоступном месте), не приближайтесь к нему и немедленно позвоните в службу спасения.
Если ситуация выйдет из-под контроля, немедленно звоните в 112 или на местный номер службы спасения. Всегда принимайте угрозы о самоубийстве всерьез.
Не пытайтесь исправить ситуацию в одиночку.
Если человек говорит вам, что хочет совершить самоубийство, немедленно обратитесь за помощью, даже если он попросил вас держать это в секрете.
Слайд 37Телефоны экстренной психологической помощи и др.
Телефонная линия (круглосуточно) «Ребенок в опасности»
(Следственный комитет Российской Федерации по Свердловской области)
8(343)297-71-60 (с городского телефона)
короткий
сервисный номер: 123 (для звонков с мобильных устройств, поддерживается 3 операторами сотовой мобильной связи: "МТС", "БИЛАЙН" и "МЕГАФОН")
Телефон горячей линии экстренной психологической помощи МЧС РФ:
8-499-216-50-50
Для России бесплатный телефон доверия:
8-800-333-44-34
Телефон доверия экстренной психологической помощи:
8 (495) 575 87 70
Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
8 800 2000 122
Слайд 38Телефон доверия для детей, подростков и родителей:
8-800-300-83-83,
8(343)385-73-83
Телефон доверия ГУ
МВД России по Свердловской области:
8(343)358-71-61,
8(343)358-70-71
Телефон экстренной помощи (Свердловская область):
8-800-300-11-00
Интернет
консультирование:
ICQ 648092345
vk.com/id270527095
Слайд 39Свердловская областная клиническая психиатрическая больница:
Детское диагностическое отделение. Телефон: (343) 320-36-93.
Отделение
№35 - детский психиатрический стационар. Телефон: (343) 320-32-00.
Наркологическое диспансерное отделение.
Телефон: (343) 330-48-36 (регистратура).
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»:
8(34350)5-77-87,
8(34350)4-07-73
www.centerlado.ru
Сайт «Лига безопасного интернета»:
http://ligainternet.ru
Слайд 40Сайт «Центр помощи подросткам»:
www.твоятерритория.онлайн
Сайт «Дети он-лайн»:
https://deti-online.com/,
линия помощи: 8-800-250-00-15,
helpline@detionline.org
Сайт
«Центр безопасного интернета»:
www.saferunet.org
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области И.Р.
Мороков:
8(343)375-70-20
www.svdeti.ru
Блокировка интернет-страниц через сайт Роскомнадзора:
http://rkn.gov.ru/treatments/p459/p750/