Слайд 1Консультация для педагогов
Тема: «Одаренные дети в ДОУ.
Особенности работы с родителями
одаренного ребенка».
Комсомольск – на – Амуре,
2017 г.
Виноградова
Оксана
Вадимовна,
педагог-психолог
Слайд 2Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов
в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 3Критерии классификации
видов одаренности
Слайд 6Выявление детской одаренности
Методика оценки уровня развития творческого мышления (Е. Торранс,
модификация Е. Е. Туник)
Цель — оценка уровня развития творческого мышления.
Методика
включает в себя четыре теста: два теста, направленных на диагностику вербального творческого мышления («Использование предметов» и «Словесная ассоциация»), и два теста, направленных на диагностику образного творческого мышления («Составление изображений» и «Спрятанная форма»). Процедура тестирования проходит следующим образом: ребенку предлагается поиграть в несколько игр.
Слайд 7Тест-игра №1. «Использование предметов». Задача ребенка заключается в перечислении как
можно большего количества способов использования предмета (например, газеты), отличающихся от
обычных. Время выполнения теста — 3 минуты.
Обработка результатов заключается в подсчете суммарного числа ответов (беглость) и числа ответов с необычным способом использования предмета. В данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на выборке 50 человек; за каждый оригинальный ответ присваивалось 5 баллов (показатель оригинальности).
Тест-игра №2. «Словесная ассоциация». Задача ребенка заключается в приведении как можно большего количества определений для общеупотребительных слов (например, для слова «книга»). Время выполнения теста — 3 минуты.
Обработка результатов заключается в подсчете суммарного числа ответов (показатель беглости) и числа ответов с необычным определением, в данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на выборке 50 человек; за каждый оригинальный ответ присваивается 5 баллов (показатель оригинальности).
Тест-игра №3. «Составление изображений». Задача ребенка — нарисовать в четырех квадратах бланка заданные объекты (лицо, дом клоуна и то, что захочет изобразить сам ребенок), пользуясь определенным набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Можно использовать каждую фигуру несколько раз, менять их размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. Время выполнения теста — 8 минут.
Тест-игра №4. «Спрятанная форма». Задача ребенка заключается в поиске различных фигур, скрытых в сложном, малоструктурированном изображении. Время выполнения теста — 3 минуты.
Слайд 8Анализ способов действия
и анализ продуктов детского творчества
Цель — оценка качества
способов действия и продуктов детского творчества.
Для реализации этого метода необходимо
выбрать один из видов детской деятельности, например изобразительную деятельность (рисование), так как данный вид деятельности является наиболее интересным и доступным для детей данного возраста. Детям дается следующая инструкция: «Нарисуй фантазию. Что-нибудь необычное и яркое».
Анализ способов действия и анализ продуктов детского творчества производится по следующим критериям:
отношение (реакция на задание: положительная реакция — 1 балл, отношение к результату деятельности: положительное — 1 балл);
самостоятельность (самостоятельный замысел — 1 балл, самостоятельная реализация замысла: выбор материалов, средств выразительности — 1 балл);
оригинальность (кардинально отличающаяся идея — 2 балла, оригинальная идея — 1 балл, повседневные темы рисунков — 0 баллов);
выбор оптимальных средств выразительности для отражения замысла (цвет — 1 балл, линия — 1 балл, композиция — 1 балл).
В результате анализа можно получить 3 уровня развития творчества (0—3 — низкий, 4—6 — средний, 7—9 — высокий).
Слайд 9Наблюдение за ребенком
Цель — определение способности к творчеству у детей.
Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на занятиях примерно
в течение недели.
Наблюдение осуществляется по следующим критериям:
активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности);
самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников);
инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
любознательность (активность, направленная на познание окружающего мира; вопросы «Почему», «Что это» и т. д.);
сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам);
качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).
Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за ребенком, фиксируются в специальных картах-бланках.
Слайд 10Беседа о творчестве
Цель — выявление отношения к творчеству (вопросы 3,
4, 5) и представления ребенка о творчестве (вопросы 1, 2,
4).
Вопросы:
Как ты думаешь, что такое фантазия? А что такое творчество?
Кто может сочинять, придумывать, фантазировать?
Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?
Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?
Хотел бы ты придумывать, сочинять?
Вопросы 1, 2, 4 (представление) обрабатываются следующим образом:
0 — ребенок не отвечает;
1 — отвечает примерно;
2 — дает развернутый ответ.
Если ребенок набирает 0—2 баллов, его уровень представлений о творчестве низкий, 3—4 балла — средний, 5—6 баллов — высокий.
За каждый утвердительный ответ на вопросы 3, 4, 5 (отношение) — 1 балл. Если ребенок набирает 3 балла, его уровень отношения высокий, 2 — средний, 0—1 — низкий.
Слайд 11Изучение особенностей организации педагогического процесса и его влияния на развитие
творчества
старших дошкольников
Самоанкетирование:
Цель — определение отношения педагога к творчеству, уровня
представлений о творчестве, самооценка способности «видеть» ребенка в образовательном процессе, определять его творческий потенциал.
Самоанализ деятельности по содействию в развитии творчества детей:
Цель — выявление специфики собственной педагогической деятельности.
Самоанализ создания условий для развития творчества детей:
Цель — определение степени создания условий для развития творчества детей.
Анализ развивающих возможностей среды группы:
Цель — оценка развивающих возможностей среды группы педагогом.
Слайд 12принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип индивидуализации
и дифференциации обучении;
принцип создания условий для совместной работы детей
при минимальном участии взрослого.
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми
Слайд 13Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных
детей:
* знакомство педагогов с научными данными о психологических
особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
* самообразование;
* накопление методической литературы по данному вопросу;
* знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
* проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр и др., позволяющих детям проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают:
* отбор и целенаправленное использование тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества;
* предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, в самостоятельной деятельности.
Слайд 14групповые занятия;
индивидуальные занятия;
кружки по интересам;
конкурсы;
викторины и др.
Формы работы
с одаренными детьми:
Слайд 15Особенности работы
с родителями одаренного ребенка
Родители, которые адекватно принимают своего
одаренного ребенка («нормальные» родители).
Родители, которые считают, что государство, общество ничего
не делает для их ребенка («обделенные» родители).
Родители, которые не видят никакой одаренности у своего ребенка («слепые» родители).
Родители, которые создают все условия для развития одного вида одаренности и тормозят социализацию ребенка («трудные» родители).
Родители, которые идеализируют своего ребенка и не дают ребенку права на ошибку («правильные» родители).
Родители, которые видят и ценят в своем ребенке только достижения и успехи и не замечают его трудности, личностные особенности («идеальные» родители).
Родители, которые самоутверждаются через достижения ребенка («идеалисты»).
Слайд 16Формы работы
с родителями одаренного ребенка
1. Повышение их компетентности в
вопросах воспитания, развития и обучения одаренного ребенка. Другими словами -
просвещение.
2. Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Знакомство с результатами, особенностями, трудностями, которые возникают в жизни одаренного ребенка.
3. Построение путей профилактики, коррекции и развития одаренного ребенка.
4. Индивидуальная и групповая работа в виде консультаций, родительских групп, занятий с элементами тренинга.
5. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
6. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.