Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью
формирования познавательного интереса обучающихся
Слайд 2В настоящее время, главной проблемой школы является большая
информационная загруженность и нежелание детей учиться. В связи с этим
ведутся поиски эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников и побудили бы интерес к обучению. Такими методами являются современные педагогические технологии.
Слайд 3
Педагогическая технология
- это систематический метод планирования, применения и оценивания всего
процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических
ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Слайд 4Педагогические технологии
О
Р
И
Е
Н
Т
И
Р
О
В
А
Н
Ы
формирование положительной мотивации к учебному труду,
интенсификацию коммуникативной среды,
развитие личности,
способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному
выбору,
охрану здоровья учащихся.
Н
А
Слайд 5Виды педагогических технологий
Технология личностно – ориентированного образования.
Технология использования игровых методов.
Метод
проектов.
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология разноуровневого обучения.
Технология развития критического мышления.
Информационно –
коммуникационные технологии.
Слайд 6Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я
чаще всего использую некоторые из них:
Игровые технологии (дидактические игры).
Групповые технологии
обучения.
Технология проблемного обучения.
Слайд 71. Игровая технология (дидактическая игра)- это форма учебного процесса в
условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во
всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
По виду деятельности учащихся дидактические игры
подразделяют на:
-Игры-путешествия.
-Игры-поручения.
-Игры-предположения.
-Игры-викторины.
-Игры-беседы.
Слайд 8На своих уроках я чаще использую игры- викторины и игры
путешествия.
Игры-викторины:
1.Игра: «Напиши послание».
Используется на этапе обобщения знаний темы «Членистоногие»
в 7 классе.
Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За 3 минуты, передавая лист, нужно написать признаки, животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.
Результатом является: формирование воображения и символической функции сознания, систематизация материала по целому разделу, спортивная конкуренция между командами побуждает интерес к учению и активизирует мыслительную деятельность.
Слайд 92. Биологическая викторина.
Используется на уроке обобщения знаний по теме «Рыбы.
Земноводные. Пресмыкающиеся» в 7 классе.
Подготовительный этап:
Выбор жюри из трёх специалистов:
ихтиолог, батрахолог, герпетолог, которые будут задавать вопросы командам из своей области и впоследствии будут оценивать команды.
Деление на 3 команды и выбор названий:
-1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.
-2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.
-3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.
Слайд 10Викторина состоит из 3х конкурсов:
1)Разминка «Кто здесь лишний? Max 4
балла
Каждая команда должна найти «лишнее» животное из индивидуально предложенного ряда
и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.
2) «Большая игра» Max 7 баллов
Специалисты из своей области задают по 7 вопросов поочерёдно соответствующей команде о строении, развитии, адаптации и среде обитания животных.
3) «Незаконченная таблица»
Max 10 баллов
Каждая команда получает
таблицу из 2х колонок,
в которой заполнена только
вторая. В первой надо вписать
названия животных из предложенных вариантов
ответов.
Слайд 11Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Оцениваются все учащиеся по
степени участия в игре.
Результатом является формирование воображения и символической функции
сознания, систематизация материала по целому разделам, спортивная конкуренция между командами побуждает интерес к учению и активизирует мыслительную деятельность каждого учащегося.
Слайд 12Игры-путешествия:
«Путешествие по клетке»
используется в повторно-обобщающем уроке по теме «Клетка».
Весь
материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют
определённые задания.
1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке.
2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям.
3. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом.
4. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют.
Результатом является: обострение внимания, наблюдательности, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха, и как следствие повышение интереса к обучению.
Слайд 13ЛИЧНОСТНЫЕ- формируются устойчивость и произвольность внимания, память и развитие мышления.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
-целеполагание
- как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме как общеучебные универсальные учебные действия.
-сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование как логические универсальные учебные действия.
Дидактические игры на уроках способствуют формированию следующих УУД:
Слайд 14КОММУНИКАТИВНЫЕ
-определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения
и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Слайд 152. Групповые технологии обучения.
Направлены на формирование личности коммуникабельной, толерантной,
обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности
усвоения программного материала.
Слайд 16Бумажный макет животной и растительной клетки.
Используется как один из методов
в изучении нового материала по теме: «Клетка» в 7 классе.
Дети
делятся на 2 команды. Им даются листы ватмана и файлы с вырезанными из бумаги цветными органеллами. Перед детьми двух команд ставится задача:
На скорость составить правильно растительную и животную клетку.
В конце всем классом оценивается правильность составления клеток, отмечаются отличительные признаки клеток.
Результатом является повышение интереса к предмету, раскрытие личного потенциал каждого ученика. Учащиеся получают навык общения, умение работать с дополнительной литературой, решают проблемы, активно реализуют себя.
Пример групповой технологии
Слайд 17Групповые уроки способствуют формированию следующих УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ
-смыслообразование - установление учащимися
связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
-целеполагание - как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
-оценивание качества и уровня усвоения;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
общеучебные универсальные учебные действия
-применение методов информационного поиска;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Слайд 18Логические универсальные действия:
-сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
КОММУНИКАТИВНЫЕ
-управление поведением партнера
– контроль, коррекция, оценка действий партнера;;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.
Слайд 193. Технология проблемного обучения.
Направлена на приобретение учащимися знаний, умений
и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих
способностей.
Это тип развивающего обучения,
содержание которого представлено
системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Слайд 20Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:
постановку преподавателем учебно-
проблемной задачи, создание для учащихся
проблемной ситуации;
осознание, принятие и разрешение
возникшей
проблемы, в процессе которого они
овладевают обобщенными способами
приобретения новых знаний;
применение данных способов для решения
конкретных систем задач.
Слайд 21Пример проблемного обучения.
Изучение неизвестной птицы с помощью
методов изучения биологии.
Используется на уроке по теме «Методы изучения биологии».
Цель
урока: Научиться использовать методы изучения
биологии при изучении живого объекта.
Проблема: Не знаю, что за птичка изображена на фото.
Побуждение учащихся на исследование птицы, и как следствие,
использование методов изучения биологии.
Итог:
1)С помощью метода наблюдения можно узнать питание и среду обитания птицы.
2) Внешность птицы и поведение узнаётся с помощью метода описания.
3) Сравнительный метод используется для исследования систематической принадлежности птицы, используя дополнительную литературу, или определитель.
4) С помощью исторического метода можно узнать историческое развитие данного вида, используя дополнительную литературу.
5)С помощью экспериментального метода можно узнать степень приспосабливаемости данного вида к определённым условиям окружающей среды.
6)С помощью метода моделирования можно изучить поведенческих характер вида через построение его модели например на компьютере. (подсказка учителя)
Слайд 22Проблемные уроки способствуют формированию следующих УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «методы исследования»,
«наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка
и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
Слайд 23Внедрение педагогических технологий в обучающий процесс способствуют:
повышению качества знаний и
обученности учащихся, всестороннее развитие личности ребенка;
реализации воспитательных целей, приучая к
ответственности, взаимопомощи;
повышению производительности труда учащихся, развитию познавательной активности, самостоятельности;
расширению межличностных отношений детей.
Слайд 24% усвоения информации:
лекция – не более 20-30%
самостоятельная работа с литературой
– до 50%
проговаривание – до 70%
личное участие в изучаемой деятельности
(N, деловая игра)
– до 90%