Слайд 1Внеклассное мероприятие, посвящённое жизни и творчеству А.А. Фета
Слайд 2Романс «На заре ты её не буди»
Слайд 3«Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением,
умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой».
А. В. Дружинин
Слайд 4««Мы ничего не знаем более сильного, более значительного во всей
нашей русской поэзии» - так говорил о Фете».
Ф. М. Достоевский
Слайд 5Родители
Отец - ротмистр в отставке, помещик Афанасий Неофитович Шеншин, принадлежал
к старому роду Шеншиных.
Мать - Шарлотта Фёт, дочь оберкригскомиссара
Бекнера, носила фамилию своего первого мужа.
Слайд 6Происхождение
Афанасий Афанасьевич Фет, известный русский поэт-лирик, был
сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, который женился за границей на
лютеранке Каролине Шарлотте Фёт, но без православного обряда. Брак, законный в Германии, в России был признан незаконным. Отец был человеком суровым, а мать - застенчивой и доброй, и кто знает, из каких составляющих складывался характер поэта.
Слайд 7А.А.Фет родился в октябре или ноябре 1820 года в селе
Новоселки, Мценского уезда, Орловской губернии.
Слайд 8«Человек без имени»
Родители писателя не состояли в церковном браке,
и только через 14 лет обнаружилась незаконность записи, и дворянин
Афанасий Афанасьевич Шеншин стал разночинцем Афанасием Фетом. Это был страшный удар по самолюбию подростка. Богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени" - безвестного иностранца сомнительного происхождения. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Долгие годы поэт добивался получения дворянства.
Слайд 9Учеба
До 14 лет Фет жил и учился
дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе
Кроммера. В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета.
Московский университет
М.П.Погодин
Слайд 10«Эти думы, эти грёзы…»
Читает Никита Бардаков
Слайд 11Начало творческого пути
Н.В.Гоголь сказазал: «Это несомненное дарование».
Так он благословил Фета на серьезную литературную работу. Первый сборник
стихотворений Фета «Лирический Пантеон» вышел в 1840 году и получил одобрение В.Г.Белинского. Стихи молодого Фета появились во многих изданиях.
Николай Васильевич
Гоголь
Виссарион Григорьевич Белинский
Слайд 12«Шумела полночная вьюга…»
Читает Алексей Жихарев
Слайд 13Военная служба
Желание дослужиться до дворянства побудило Фета
поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял
в кирасирский полк, в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк. Во время крымской кампании находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. В 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как А.А. Фет повышался по службе.
А.А.Фет
на военной службе
Слайд 14«Еще майская ночь…»
Читает Олеся Голева
Слайд 15Л. Н. Толстой
«И откуда у этого добродушного толстого офицера
берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».
Слайд 17«Я долго стоял неподвижно»
Читает Артём Бойко
Слайд 18Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в
сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап
в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и других.
Слайд 19«По твоим стихам невозможно написать твоей биографии и даже намекать
на события из твоей жизни».
Яков Полонский
Стихи Афанасия Фета на самом
деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую - они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое.
Слайд 20Любовь в жизни поэта
В годы военной службы
Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его
творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной.Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.
Афанасий Фет
Мария Лазич
«Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено
мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя
разлучить».
А. Фет
Слайд 21«Alter ego»
Читает Андрей Погорельцев
Слайд 22Мария Лазич - возлюбленная поэта из хорошей, но бедной семьи,
что послужило препятствием для их брака
Слайд 23«Мелодия»
Читает Ихтиёр Манозиров
Слайд 25«Ты отстрадала, я еще страдаю…»
Образ Марии Лазич в ореоле
доверчивой любви и трагической участи на всю жизнь приковал поэтическое
чувство Фета, до смерти этот образ вдохновлял его. Сего пера срывались слова любви, раскаяния, тоски, часто удивительные по бесстрашной откровенности.
Слайд 26«Шепот, робкое дыханье…»
Одна из самых известных миниатюр Фета. Она написана
и напечатана в 1850 г. в журнале «Москвитянин» («Шепот сердца…»).
В измененном виде стихотворение появилось в 1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Современники вспоминали, что это произведение очень нравилось Л. Толстому, который сказал по поводу концовки: «Это для небольшого круга гурманов в искусстве». Читателей и сегодня не может не удивлять, что стихотворение, наполненное движением от начала до конца, написано без единого глагола, а 36 слов, из которых оно состоит, 26 из них существительные.
Миниатюра Фета «Шепот, робкое дыханье…», которая воспринималась современниками как новаторское произведение, стала хрестоматийной. Природа и чувства слиты в ней воедино. Стихотворение, особенно в последних строчках (концовки у поэта всегда были сильными), звучит как настоящий гимн природе и любви. Слова в нем подобраны так, что каждое из них является намеком, а объединенные вместе – создают систему намеков, которые имеют подтекст и производят особенное впечатление. Исследователи указывают на черты импрессионизма в лирике Фета. Импрессионизм, как известно, наиболее ярко выражен в творчестве французских художников: К. Моне, Э. Моне, Э Дега, О. Ренуара, которые любили изображать предметы под особенным углом зрения и в необычном освещении. Импрессионистическая манера чувствуется в стихотворении «Свет ночной, ночные тени, тени без конца» и играет важнейшую роль в изображении картины ночного видения, которая завершается восходом солнца
Читает Александр Погорельцев
Слайд 27Семейная жизнь
В 1857 г. Фет женился в Париже
на сестре своего друга - Марье Петровне Боткиной. Семейная
жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме всегда царило взаимное уважение. Супруга с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился её спокойный добрый характер.
Мария Петровна Боткина
Слайд 28Покупка имения
В 1860 г. Фет купил хутор Степановку с 200
десятин земли, в Мценском уезде и строит дом по своему
проекту. Друзья-литераторы (за немногими исключениями) не перестают сожалеть о чудаке. 200 десятин пахотной земли, полуразрушенный дом и ни одного деревца и ручейка вокруг. Не было и бесплатных работников: манифест 19 февраля отменил крепостное право. Но упорства и трудолюбия поэту было не занимать, и он взялся за дело, жил в деревне безвыездно, лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в «Русском Вестнике» журнальные статьи о сельских порядках («Из деревни»), где выказал себя столь убежденным и цепким русским «аграрием», что вскоре получил от народнической печати кличку «крепостника». Хозяином Фет оказался превосходным. За 17 лет, прожитых в Степановке, Фет превратил это пустое место в процветающее, доходное хозяйство с усадьбой и липовыми аллеями.
Слайд 29воробьевка
в 1877 г. Фет бросил Степановку и купил за 105
000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ
Коренной Пустыни.
Под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством.
Покупка имения
Усадьба А.А.Фета в дер. Воробьёвка Золотухинского района Курской области. Бывшая школа, сейчас музей. В настоящее время в музее ведутся реставрационные работы
Слайд 30Возвращение дворянского титула
В 1873 г. за Фетом
была утверждена фамилия отца со всеми связанными с нею правами.
Он получает дворянство и становится дворянином Шеншиным. И.С.Тургенев не без иронии говорит ему: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».
28 и 29 января 1889 г. в Москве был торжественно отпразднован юбилей 50-летней литературной деятельности Фета. Вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Теперь он присутствует на всех приёмах во дворце в расшитом золотом мундире.
Слайд 31«Одна звезда меж всеми дышит…»
Читает Дмитрий Комендатенко
Одна звезда меж
всеми дышит
И так дрожит,
Она лучом алмазным пышет
И говорит:
Не суждено с
тобой нам дружно
Носить оков,
Не ищем мы и нам не нужно
Ни клятв, ни слов.
Не нам восторги и печали,
Любовь моя!
Но мы во взорах разгадали,
Кто ты, кто я.
Чем мы горим, светить готово
Во тьме ночей;
И счастья ищем мы земного
Не у людей.
Слайд 32 «Вечерние огни»
В деревне Воробьевка Курской области располагается усадьба русского
поэта А. А.Фета, приобретенная им в 1877 году у потомков
генерала П. М. Ртищева. Имение находится всего в нескольких минутах езды от Коренной пустыни, и славится окружающей его многообразной первозданной природой. Период, приуроченный к жизни поэта в Воробьевке, был не менее успешным и плодотворным, в плане сочинений, чем остальные его годы жизни.
Живя здесь, А. А.Фет, отдает на публикацию сборник стихов «Вечерние огни».
Слайд 33А. Л. Бржеской «Далекий друг, пойми мои рыданья…»
Читает Николай
Андриёнок
Александра Львовна Бржеская (1821-?) оставалась близким Фету человеком до конца
его жизни; ей посвящены его стихотворения: "Далекий друг, пойми мои рыданья", "Опять весна - опять дрожат листы", "Мы встретились вновь после долгой разлуки", "Нет, лучше голосом ласкательно обычным", "Руку бы снова твою мне хотелось пожать". В 70-е годы, эта прежде скрытая "тоска по совершенству" превратилась у Фета в ясно различимую "боль от красоты", зазвучав "плачем" и "рыданием" в его поздней лирике. Это стихотворение - выразительнейший "лирический автопортрет" позднего Фета, подтверждающего верность своему призванию и своим духовным ценностям:
Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?
Горестное чувство "безотзывности", обреченности одиноко нести свой "поэтический огонь" с огромной силой звучит в финале стихотворения:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет и плачет, уходя.
Слайд 34«Не вижу ни красы души твоей нетленной…»
Читает Ксения Шараева
"Не
вижу ни красы души твоей нетленной"
Не вижу ни красы души
твоей нетленной,
Ни пышных локонов, ни ласковых очей,
Помимо я гляжу на жребий отдаленный
И слышу приговор безжалостных людей.
И только чувствую, что ты вот тут - со мною,
Со мной! - и молодость, и суетную честь,
И все, чем я дышал, - блаженною мечтою
Лечу к твоим ногам младенческим принесть.
Слайд 35«Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…»
Читает Ольга Лебедева
Позднее стихотворение
«Сияла ночь» было написано А. Фетом 2 августа 1877 года.
Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Кузьминской. Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. Первоначально стихотворение имело название «Опять». Впервые оно было опубликовано в сборнике поэзии «Вечерние огни» (1883). Произведение открывало раздел «Мелодии», вобравший в себя тексты, объединенные мотивом песни. В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии.
Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину. Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.
Слайд 36Последние годы жизни
В 1881 г. Фет-Шеншин купил в
Москве дом и стал приезжать в Воробьёвку только на весну
и лето уже дачником, сдав всё хозяйство своему управляющему.
В это время довольства и почёта Фет-Шеншин с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары.
Слайд 38Смерть поэта
Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве,
не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен в родовом
имении Шеншиных в селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.
М.П.Боткина пережила мужа всего на 2 года.
Склеп с могилами А.А. Фета
и его супруги Марии Петровны.