Мастер-класс
«Коррекция
отклоняющегося поведения»
Слайд 3Каждый человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в
себя и увидеть то зерно, которое даст разумные всходы. В
школьном возрасте нужно учиться принимать решения, совершать самостоятельные поступки и нести за них ответственность. Поступок делает человека. Как стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно прислушаться к тем советам, которые предлагают люди, имеющие на это право.
Слайд 4Отклоняющееся (девиантное) поведение представляет собой отклонение от культурных и социальных
норм поведения, принятых в обществе. Такое поведение отражает различного рода
противоречия во взаимоотношениях человека с окружающей его реальностью и представляет собой попытку неконструктивного разрешения имеющихся проблем.
Слайд 5Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими
причинами:
— социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно
в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений, навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.д.;
Слайд 6отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными
кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
отсутствием
условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Слайд 7Работу по психологическому сопровождению социализации подростков с отклоняющимся поведением можно
разделить на III этапа
Слайд 8Диагностический этап предполагает формирование начального этапа социализации, позволяющего определить степень
включенности подростка с отклоняющим поведением в коллектив и в усвоение
действующих в общности норм и правил; ознакомление с новыми способами и формами взаимодействия; усвоение предъявляемой к подростку информации; принятие собственной позиции.
Слайд 9Методы психологической диагностики
Психологическая помощь может быть оказана подростку только в
том случае, если психические реакции человека характеризуются как «нормальные» реакции
на «ненормальную» ситуацию.
Используются, как правило, метод беседы, проективные методики и метод наблюдения. Они позволяют собрать необходимую для специалиста информацию и при необходимости вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий. На профилактическом этапе оказания психологической помощи могут быть применены методы психологической диагностики в более полном объеме.
Слайд 10
Методы психологической коррекции
При всем многообразии методов коррекции в рамках психологической
помощи используются те, которые позволяют провести долгосрочное и эффективное коррекционное
воздействие на подростка.
Арттерапия. Арттерапия дает возможность выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме, диагностировать внутреннее состояние ребенка и проработать подавляемые чувства и мысли. Применение приемов арттерапии особо значимо для помощи подросткам. Используя продуктивную деятельность, можно легко вовлечь детей в процесс общения со специалистом, отвлечь его от экстремальной ситуации и сделать помощь максимально эффективной.
Слайд 11Упражнение «Прекрасный сад»
Участники сидят в кругу. Психолог предлагает спокойно посидеть,
можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты
был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Слайд 12Сама по себе арт-терапия мощный инструмент, который используется для психологической
коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков
и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самими собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью прекрасного мира
Слайд 13Методы психологической коррекции
Игротерапия, т. е. использование разного рода игр. Игра
— это естественная обстановка для самовыражения подростка. То, что подросток
делает во время игры, символизируются его эмоции и страхи. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. Игра помогает строить хорошие отношения между подростком-правонарушителем и психологом и его поведение будет спонтанное. Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни подростка-правонарушителя.
Слайд 14Упражнение «Хорошие и плохие поступки»
Участники делятся на две команды. Каждой
команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4.
Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Слайд 15Методы психологической коррекции
Музыкотерапия позволяет работать с подростками-правонарушителями, испытывающими страхи, тревожность,
беспокойство, Например: при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения,
подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т. д.
Слайд 16Профилактическая работа
- сопровождается формированием наивысшего этапа социализации и
личностного самоопределения. Именно на нем происходит закрепление социально приемлемых стереотипов
поведения; формирование смысложизненной ориентации, соотнесение своих желаний, приобретенных личностных и социальных качеств, возможностей и требований, предъявляемых социумом (я могу, я хочу, я есть).
Слайд 17Я – тебе, тебя – рисую
Каждый рисует что-то в подарок
своему партнеру слева. Это может быть портрет выбранного человека, либо
любой другой рисунок. Во время выполнения упражнения звучит спокойная музыка
Слайд 18Если тебе что-то не нравится
- измени это...
если не можешь
-
измени отношение к этому
Слайд 19Улыбнись -
и мир улыбнется тебе в ответ